На вопросы «ЧД» отвечает Иван Василенко, основатель компании «Фокси-Главс», которая является ведущим поставщиком средств индивидуальной защиты и медицинских расходных материалов. Как в 21 год стать руководителем компании, которая за короткий срок превратилась в одного из лидеров рынка? C чего начиналось это стремительное восхождение и какой он видит миссию своей компании? Обо всем этом и о многом другом – в нашем интервью с Иваном Василенко.
– Драйвит меня история вызовов, с которыми нужно справляться. Когда есть какая-то проблема или когда поставлена какая-то новая цель, я стараюсь бросать себе вызов. Ставишь себе сложную задачу, разделяешь ее на несколько маленьких – и получается интересная история, которую я проживаю. Здесь можно привести маленький пример из нашей сферы деятельности. Когда была пандемия, был полный дефицит, был супер-спрос, а ты не мог подвести своих клиентов, хотя имел кучу обязательств. А люди негодовали, болели. И когда ты все-таки выходишь из этой истории и понимаешь, что справился с ней, что удовлетворил потребности всех клиентов, хотя это была очень сложная задача, то заряжаешься от того, что все-таки смог это сделать.
Многим участникам нашего рынка это тогда не удалось, и они потеряли свою репутацию. А у меня, как только я справляюсь с подобной сложной задачей, появляется много энергии, чтобы что-то новое начать – открыть какой-то новый рынок, запустить новый продукт или улучшить что-то уже запущенное.
– Так было у вас всегда?
– Да, наверное, с рождения, но это иногда бывает опасным и проявлялось на протяжении моей жизни по-разному. Максимализм вообще штука опасная.
– Ваша компания занимается поставкой медицинских расходных материалов. 2020 год, пандемия – это был вызов, гигантский спрос. А сейчас он сошел на нет. И что в этой сфере происходит теперь?
– Сейчас все стало гораздо интереснее. Да, в 2020 году спрос был огромный. Нашлись люди, которые задумались об этом, смогли обеспечить этот спрос – и вследствие этого теперь произошло перенасыщение рынка. Если раньше мы искали перчатки и удовлетворяли повышенный спрос, то теперь мы уже ищем именно спрос.
И тут начинается бизнес, начинается маркетинг, отладка бизнес-процессов. Любой мини-процесс в рамках нашей организации должен быть идеальным, так как любая неидеальная бизнес-модель в условиях супер-конкуренции не имеет шансов на выживание.
– Это тоже своего рода вызов?
– Для меня, скорее, это часть вызова. Мы играем на сложном рынке, а мы сами – простые и молодые ребята. Но у нас уже не простая компания, и мы играем на рынке с его мастодонтами – очень богатыми, опытными, умными, имеющими целые команды специалистов.
«100 тысяч рублей для первой сделки собрали с друзьями»
– Как вы оказались в этой сфере рынка? На волне событий 2020-го или раньше – возможно, по совету кого-то из близких?
– Нет, как раз никто из родственников не верил в эту историю. Никто не мог предположить, что случится пандемия и кому-то вдруг понадобятся медицинские маски. А история была такой. До событий, которые активно начались в феврале 2020 года, я занимался продажей китайских товаров. Начал я это в 11-м классе, накопив 60 тысяч рублей – заказал первую партию вещей и начал их продавать на Авито, в Инстаграме. Ничего сложного: они просто лежали у меня дома, я выходил и продавал их покупателям. Зарабатывал себе какие-то небольшие деньги.
Накануне 2020 года в Китае начался локдаун – закрыли границу, а у меня там была партия вещей. Мне хотелось поддерживать тот уровень жизни, который у меня был чуть выше, чем у моих 18-летних сверстников в Санкт-Петербурге. Мне нужно было продать эти вещи, а их задержали на границе, и в кармане у меня в тот момент осталось всего 15 тысяч рублей. Шансов, что эти застрявшие вещи доедут, практически не оставалось – я звонил и логисту, и поставщику, но никто не знал ничего. Вещи те я, кстати, не получил до сих пор. Я понял, что с оставшимися 15 тысячами нужно с максимальной скоростью что-то придумывать. Я почувствовал, что начинается пандемия и в России, а по всем известной формуле: «Когда что-то начинается – надо задуматься». В любой кризис всегда чего-то не хватает. Я задумался, чего будет не хватать сейчас, – и понял, что, конечно, это медицинская маска. Чтобы проверить свою гипотезу, я прошел по своему району, обошел порядка десяти аптек – и масок там уже не было. Я нашел, где можно достать эти маски, они дорожали буквально с каждым часом, и я понял, что надо торопиться. Понятно, что на 15 тысяч рублей при цене 25 рублей за штуку доставка этих масок до места, куда я мог бы их положить, съела бы всю прибыль. Нужно было больше, и тут, как и у любого бизнеса, был свой «порог входа». Я его рассчитал, оценив примерно в 100 тысяч рублей. Позвонил своим самым близким друзьям и сказал: парни, переводите или привозите все, что у вас есть, начинаем серьезный бизнес. Было очень страшно, потому что я не понимал в тот момент, куда продавать эти маски. Это был серьезный риск, я взял на себя обязательства перед друзьями, которые отдали мне последнее, что у них было.
В итоге мы купили маски и продали их на Авито в течение буквально восьми минут. Если не ошибаюсь, это были тогда пять тысяч масок, и покупатель сказал, что ему нужно еще семь тысяч. Мы в тот же день купили, а потом продали ему еще семь тысяч. И так в один день, просто сидя у меня во дворе, заработали тысяч 20 рублей. И тут к нам прилетел заказ на 100 тысяч масок. Так все закрутилось.
– Родители не верили в эту идею, вы сказали. А они вообще знали о ней?
– Да, первый, к кому я пришел за деньгами, это был папа: «Папа, дай 100 тысяч, я тебе завтра отдам 105». И он мне сказал: «Иди учись». Это именно то, что мне всегда говорили родители. Папа: «Ваня, иди учись», а мама просто: «Ваня, будь аккуратен». В итоге у меня и образование получалось, я учился на факультете менеджмента в государственном университете имени адмирала С.О. Макарова, и аккуратен я был. И параллельно работал.
Позже бывали ситуации, когда я приходил на лекцию, а у меня в организации возникала какая-то проблема. Я открывал ноутбук, пытался и на лекции что-то послушать, и параллельно в каких-то рабочих чатах срочные операционные вопросы решал. Бывали случаи, когда я слушал лекцию и буквально в тот же день что-то из услышанного применял на практике у себя в организации, и это приносило определенные плоды.
Многие мои сверстники говорят сейчас, что образование бесполезно, но мой опыт показывает, что оно полезно, и главное – правильно его выбрать. Очень важно открыть свои собственные двери для информации и правильно отфильтровать ее. Конечно, если ты впускаешь в себя в виде информации какой-то мусор, то это отравляет тебя.
– Если идешь куда-то с недоверием, то и не услышишь важного, так?
– Да, точно. Доверие – самая главная подруга Фортуны. Когда ты доверяешь, ты привлекаешь этим везение и удачу.
– Верите в везение?
– Да, оно существует. Но я больше люблю не везение, а именно удачу. Хотя удача – это история очень коварная, не случайная.
– Что мешает удаче?
– Бездействие.
– А что привлекает ее?
– Упорный труд и большое количество попыток.
«С женой можем спорить о работе до утра»
– Какие отношения у вас теперь с теми друзьями, которые помогли тогда начать бизнес?
– Еще крепче, чем были. С одним из них продолжаем совместную коммерческую деятельность. С другим просто дружим, но он работает совсем в другой сфере.
– С того начала и первого опыта с масками, который вы описывали, еще не прошло и трех лет. Но сейчас у вас уже своя компания, сайт, свой ассортимент товаров. Сколько в нем уже наименований?
– Около 500 позиций, которые мы готовы отгружать прямо сегодня.
– А сколько времени потребовалось, чтобы спроектировать и запустить сайт?
– Семь дней.
– Я задал этот вопрос именно потому, что предполагал какой-то подобный ответ, исходя из вашей внутренней заряженности на максимально эффективное решение всех вопросов.
– На самом деле это не столько я заряжен, сколько мой партнер, который по совместительству еще и моя жена. Это она умеет так быстро все делать. Я, наверное, делал бы все это гораздо дольше – сначала просчитал бы весь процесс до мелочей, подумал. А она просто берет и делает.
– Насколько сложно совмещать личную жизнь и работу, когда вы постоянно находитесь рядом?
– Это всегда определенный риск. Например, вечером у вас случился какой-то конфликт, а утром вам вместе идти на работу, сидеть на совещании и разговаривать с сотрудниками. Но мы справляемся с этими ситуациями.
– А каковы главные инструменты управления этими рисками?
– В первую очередь, самоконтроль. Надо уметь контролировать свои эмоции и четко понимать, что именно от эмоций все наши беды. Женщина как сущность более эмоциональная все эти переживания тебе показывает. И самое главное – не отвечать тем же самым. Нужно взять паузу на 30 секунд, подумать, подойти, обнять ее и сказать: «Все хорошо, сейчас все пройдет».
Надо уметь нивелировать конфликты, находить компромиссы и разделять историю на «дома» и «на работе». Если мы «на работе» и решаем важный управленческий вопрос, то можем до упора, до утра доказывать друг другу свою правоту и только на цифрах и фактах, рисуя все на бумаге, приходить к общему решению.
«Любой наш клиент получает самый лучший сервис и самую низкую цену»
– За два-три года из дворового партнерства вы превратились в компанию, которая входит в пятерку в своей сфере деятельности. Это так?
– Сложно формировать этот топ. Скажем так: нас точно знает весь рынок потребителей, а компаний, которые все знают, действительно всего пять-семь. И конечно, самый главный показатель – это то, что в 2021 году у всех компаний с похожими параметрами был убыток, потому что имелись остатки с высокими ценами периода пандемии, а цены упали, как и спрос. У нас все в порядке.
«Давать шанс любой идее и инициативе»
– Вам всего 21 год, но по общению вы производите впечатление, словно вам уже лет 30–35, а в бизнесе вы уже 10–15 лет как минимум. Откуда эта глубина понимания жизни – от родителей, от воспитания?
– В такие моменты, наверное, принято благодарить родителей, что я обязательно и сделаю. Мои родители прекрасные люди, моя бабушка постоянно занималась моим развитием. Папа прививал мне любовь к философии, учил моральным ценностям, мама всегда учила быть добрым и приносить пользу этому миру. А остальное сформировалось от того, что я очень старался сделать из себя придуманный в голове идеал – я читал книги, всегда старался с людьми обмениваться полезными знаниями и опытом.
– Есть человек, который сильнее всего на вас повлиял?
– Не хочу показаться эгоистом, но отвечу, что, наверное, это я сам, ведь любого рода влияние обязательно проходит через призму нашего восприятия.
– У каждого человека есть выработанные исключительно им и только для себя самого правила. Наверняка есть они и у вас. Ваши личные правила управления – они какие?
– Во-первых, помнить, что все, что ни делается – к лучшему. Обязательно проявлять позитивное мышление, давать шанс любой идее и любой инициативе, которая исходит извне. И второе – очень важно уважать любого человека, который встречается тебе на пути, кто бы это ни был.
– Любого? Даже того, кто тебя, например, обманул?
– Да, с уважением нужно относиться ко всему и всем. Если человек так поступил – это его проблема. Я все равно его уважаю, уважение – это же не симпатия, это скорее здоровое нейтральное отношение, пусть он идет дальше своей дорогой. Мир, как я понял, вообще штука не самая добрая и честная, а если на это все реагировать, пропускать через себя, то и до депрессии недалеко. Нужно относиться ко всему с позитивной и с очень чистой энергией. Как учила меня моя мама, ты должен излучать свет. Если ты не излучаешь свет, то ты в своей же темноте можешь и зачахнуть. Когда ты излучаешь свет, тебя видно, и ты привлекаешь много ответной позитивной энергии. Это моя философия.
– Откуда она взялась?
– Очень многие люди не ценят того, что имеют, и не уважают того, что для них кто-то сделал. Та же комната, в которой я нахожусь, – я даже не знаю, кто ее строил, ремонтировал, но она делает мою жизнь лучше. И важно быть благодарным. Если ты не будешь благодарить творцов, которые тебе что-то дают, то можно потеряться, заблудиться. Я уверен в том, что человек должен начинаться с благодарности – и тогда он получит это же в ответ. В мире много зла – и надо уметь проходить мимо него, не растрачивая на него свои силы и время.
– А есть еще какие-то правила?
– Правил много. Вся моя жизнь состоит из правил и таких полезных ограничителей, которые уже вошли в мои рефлекторные привычки. Когда ты занимаешься бизнесом, то очень важна аккуратность. Нужно очень четко понимать, с кем можно общаться, с кем можно вести дела, как их вести. Мое самое главное правило в этом смысле – оценивать риски и управлять ими, потому что я очень много внимания уделяю рискам. Не только в плане бизнеса. Это такая вещь, которая очень важна для меня.
– Каковы ваши планы на будущее?
– Я продолжу с каждым днем улучшать себя, улучшать мир вокруг себя, улучшать свою компанию и ту услугу, которую наша компания предоставляет своим клиентам.