Цветочная поляна
На рынке цветов всегда была жесткая конкуренция. Еще бы – растения все одинаковые, отличиться трудно. Но неизменно находятся люди, которые изобретают что-то новое – не продукт, так сервис.
Еще пять лет назад покупать цветы отечественного производства было себе дороже. Выращенные в советских теплицах, они уступали по качеству иностранным, а стоили столько же. Но недавно в отрасль потекли серьезные деньги – было построено более 100 га новых теплиц по типу голландских, продажи срезки приблизились к 4 миллиардам долларов в год. Особенно заметным стал краснодарский проект совладельца розничной сети «Магнит» Алексея Богачева, основавшего с партнерами компанию «Сельхозпроминвест», которая рвется в лидеры и намерена довести годовой объем до 200-250 миллионов цветов. Ее догоняют ГУП «Мосзеленхоз», включающее в себя восемь совхозов декоративного садоводства, ГУП «Южный» (Карачаево-Черкессия), ОАО «Галантус» (Калуга), агрофирма «Косино» (Подмосковье), ООО «Новая Голландия» и ООО «Северная мечта» (Ленинградская область) и ООО «Золотые цветы» (Нижегородская область).
Службы удаленной доставки цветов представляют отдельный сектор цветочного рынка. В России его делят «Флорист.ру», «Фламинго», «AMF – международная сеть доставки цветов», «Интерфлора» и множество небольших фирм. По сути, компании занимаются тем, что связывают клиентов с флористическими салонами. Надежные партнеры в разных городах и странах – залог успеха таких фирм (например, «Интерфлора» сотрудничает с 58 тысячами салонов по всему миру). Большинство россиян никогда не пользовались международной доставкой, поэтому, по оценкам экспертов, этот рынок будет еще долго расти. Создавший в 1999 году компанию «Флорист.ру» Петр Талантов начинал с 350 долларов, которые ушли на написание сайта и подключение к сервису удаленного приема платежей. Сегодня бы ему на запуск проекта потребовалось не меньше 10-12 миллионов рублей.
Фитодизайн – своеобразная демонстрация успеха, пришедшая с Запада. Его история началась во второй половине ХХ века, когда ученые доказали, что цветы не только украшают интерьер, но и оказывают положительное влияние на человека в закрытом пространстве. Перед фитодизайнерами была поставлена задача: используя растения, очистить воздух от вредных веществ и создать эстетически приятную и психологически комфортную среду. Как пример – завод BMW, который обратился к фитодизайну, когда сотрудники стали массово жаловаться на здоровье. Исследование показало, что у 93% работников, сидящих в «зеленых» зонах, не только улучшилось здоровье, но и поднялась мотивация к работе. BMW использовал фитостены, первую версию которых в начале 1990-х запатентовал француз Патрик Блан. На российском рынке вертикальные сады или живые стены, засаженные растениями, продвигает компания RaStenia.
Цветы в горшках, по мнению экспертов, выгодно продавать на Западе, но не в России. В Европе горшки с цветами – как букеты: их покупают к праздникам и выбрасывают после того как растение отцветет. Мы же относимся к живым цветам, как к домашним животным – приобретаем редко и надолго. Постепенно горшочный бизнес в стране перебирается в крупные супермакеты, которые, кстати, не очень любят работать с отечественными производителями. Ведь готовые цветущие растения нужно сдавать по расписанию, и они должны быть похожи друг на друга, как клоны.
Стабилизированные цветы – находка флористов в стремлении продлить жизнь цветам. Процесс консервации изобрели и зарегистрировали в 1998 году Жанетт и Поль Ламберт, основатели франко-бельгийского дома Vermont. Натуральный сок в цветах и травах заменяется особым составом на основе глицерина, после чего они выглядят как живые в течение 3-8 лет. При всем этом они пахнут, со временем не выцветают, сохраняют эластичность, не требуя никакого ухода. В России продукт только начинает завоевывать рынок. Отечественные флористы пока относятся к нему с подозрением, считая, что настоящие цветы не сможет заменить ничто. Тем не менее, изобретение явно может пригодиться для бутоньерок, цветочных заколок, свадебных букетов.
Флористический оазис – искусственная почва для цветов, которую в 1952 году случайно изобрел американский химик Вернон Смитерс, работая с синтетическими резиноподобными материалами. По виду она похожа на пенку или губку. Это открытие стало революционным для флористической индустрии: пенка отлично удерживает влагу и ограничивает размножение бактерий, позволяя цветам дольше не увядать. Перед тем как вставить концы стеблей в оазис, его опускают в тазик водой. Чаще всего в цветочных композициях используют квадратные губки зеленого цвета. Но оазис может быть любого цвета и формы – в виде круга, сердца, цифры 8, даже рассыпчатым. Порошкообразный материал идеально подходит для букетов в прозрачных сосудах необычных форм.
Разноцветные цветы – результат жесткой конкуренции в цветочном бизнесе от компаний River Flowers и F.J. Zandbergen & Zn. Изобретение принадлежит голландцу Петеру Ван де Веркену. Сначала флорист думал просто раскрашивать цветы краской, но она плохо держалась на лепестках. Поэтому Петер решил влиять на процесс окрашивания еще при росте растений и стал поливать их водой, содержащей растительный красящий пигмент. В итоге розы и хризантемы запестрели всеми цветами радуги. Еще один необычный продукт от голландцев – цветы, светящиеся в темноте. Их покрывают специальным гелем, который накапливает свет.
«Говорящие цветы» – самая рекламируемая новинка в российском интернете. Наши предприниматели позаимствовали технологию нанесения изображений и надписей на цветы в Штатах, и теперь предлагают всем салонам приобщиться к новому бизнесу. Материал представляет собой очень тонкую самоклеящуюся пленку, после нанесения на цветок она незаметна, видимой остается лишь четкая надпись или красочный рисунок. Считается, что при небольшой себестоимости такой наклейки «говорящую розу» можно продать уже в два раза дороже. Еще один способ повысить стоимость цветов – пирсинг. Флористы прикалывают к лепесткам бабочек, бусинки, сердечки и т.д.
Hogewoning – самая известная компания-производитель и поставщик сухоцветов. В 1956 году братья Хогевонинг решили, что нужно не просто сушить купленные цветы, а специально культивировать и выращивать их под сухоцветы. Кроме того, они расширили всем привычный ассортимент и стали заказывать экзотические растения по всему миру. Так Европа узнала, что цветет в Бразилии, Индии, Китае, Мексике, Америке, а «сухие цветы от Хогевонинга» стали законодателем мод в природной флористике. Сегодня производственные цеха компании находятся на Филиппинах, в Голландии, Китае, Индии.
Оригинальный дизайн – еще один способ выделиться на фоне конкурентов. В Европе салоны цветов уделяют этому большое внимание. Например, в Копенгагене на улице Ny Adelgade знаменитый флорист Таге Андерсен держит салон-оранжерею, за вход в который люди с удовольствием платят деньги. Это сказочный магазин: в нем играет музыка Грига, свистят щеглы, а в столах живут черепашки. Сам хозяин, одетый в башмаки, гольфы, фланелевую рубаку и шляпу, тут же мастерит мебель (в салоне все сделано его собственными руками) и составляет букеты.
Материал опубликован в федеральном выпуске журнала Chief Time за март 2011 года.