АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Юлия Градова: «Первая задача руководителя – выйти из стрессового состояния самому»

Продолжаем обсуждение темы, какие качества руководителей и какие управленческие решения могут помочь компаниям справиться с влиянием на бизнес форс-мажорных обстоятельств, подобных нынешней мировой пандемии коронавирусной инфекции. Сегодня в рамках этого проекта свою точку зрения высказывает основатель и директор Международного института развивающего транзактного анализа Юлия Градова:

– Какого плана форс-мажорные обстоятельства наиболее опасны для бизнеса – экономические (мировые, региональные или национальные кризисы) либо технологические (последствия крупных аварий, эпидемий)?

– Если бизнес застрахован, то крупные аварии для него не критичны, потому что страховка покрывает такие вещи. Экономические кризисы тоже не столь критичны: если у человека сценарий победителя, он нормально выстраивает и валютную корзину, предчувствует колебания, даже не зная в тонкостях законы экономики. Мне кажутся более опасными техногенные кризисы. В этом случае человек встречается не с драмой, а с трагедией. При таких кризисах человек снова как маленький ребенок предстаёт перед огромным миром. Только в этой ситуации у него нет защиты родителя как в детстве. Эту роль, роль защищающего и заботящегося родителя, должно взять на себя государство. И если это происходит, человек дела чувствует защиту и снова может строить, пробовать, экспериментировать и создавать.
Есть две позиции, через которые мы смотрим на этот мир. В случае стресса их, условно, можно описать так: первая – «я плюс (в порядке), а ты минус (не в порядке)»; другой вариант – «ты плюс (в порядке), а я минус (не в порядке)». Из этих позиций рождается шесть мини-сценариев поведения, которые можно разделить на две группы.
Первая – «я+ (в порядке), а ты+ (в порядке), если». Такой человек, встретившись с форс-мажором, будет ставить условия, при которых он согласится получить помощь, будет постоянно недоволен, что оказали не ту помощь или не так. Также он не сразу признает опасность ситуации, будет стремиться что-то поправить своими силами. Может упустить ситуации, где возможно взаимовыгодное партнерство.
Вторая – «ты+ (в порядке), а я+ (в порядке), если». Если человеку присущ этот мини-сценарий во время стресса, есть опасность, что он замкнется в себе. И будет все время искать способ, как бы еще показать этому миру, что он хороший. Он может зарыться в обязательствах перед поставщиками, перед сотрудниками и т.д. В то время, когда можно было бы уволить часть людей и тем попробовать выйти из кризиса, людям с таким сценарием это решение не под силу, и они начнут терять бизнес.

С этими установками мы рождаемся и можем предсказать, как поведет себя человек в случае стресса. Последствия решений под воздействием таких сценариев можно исправить через изучение и понимание себя и своих психических процессов, собрать команду очень разных людей и доверить и ей, и себе.

– Какие качества особенно важны для работы в условиях форс-мажора? На что нужно обратить внимание?

— Первое – на собственное состояние. Нужно убедиться в том, что мы справились эмоционально со стрессом. Пока мы находимся в состоянии стресса, мы не способны мыслить рационально, наши действия и решения становятся сценарно-предсказуемыми. Главная задача – сделать всё, чтобы внутреннее эмоциональное состояние перестало быть стрессовым. Для этого подходят любые техники, вплоть до того, чтобы с началом форс-мажора взять себе два дня на отдых. Второй момент: если у вас есть команда, нужно помочь справиться со стрессом команде, дать ей защиту и поддержку. Третий этап – уже совместно искать варианты выхода.
В старину было такое правило во многих семьях – писать заранее завещание, где человек очень четко продумывал, кому, что, как. У собственника должно быть подобное «завещание» – заранее продуманный (а лучше записанный на бумаге) сценарий того, как действовать в условиях кризиса. Сценарий должен быть с разными возможными вариантами. Когда случается кризис, мы можем вытащить его, разложить как карты, и решить, какие варианты сейчас приемлемы.

Полностью интервью с Юлией Градовой будет опубликовано в ближайшем номере журнала «Человек Дела».