АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Сергей Мысик

Будь честным со своей удачей

Владелец бизнеса по продаже тканей и комплектующих для мебели рассказал Chief Time о том, почему не хочет зависеть от государства, какую новинку собирается представить рынку и как однажды удивил сирийцев

Открывая свою компанию 10 лет назад, Сергей Мысик думал о выживании и независимости: «Однажды в не самый лучший период жизни я принес домой фрукты, а мой ребенок спросил: «Папа, у нас праздник?» После этого вопроса стало очевидно: так продолжаться не может, пора  изменить свою жизнь. Я всегда был хорошим работником, неплохо продвигался по службе. Однако постепенно пришел к мысли, что тот, на кого ты работаешь, не даст тебе умереть с голоду, но и «обрасти жирком» никогда не позволит. К тому времени мне исполнилось 33 года – мой поезд уже уходил. Осознав все это, я решил открыть свое дело. Начались разные стартапы, пробы себя в новых бизнесах, первые неудачи. Тогда моя задача была – просто обеспечить семью».

С  подобными намерениями в бизнес приходит большинство людей. Но лишь немногим удается действительно стать предпринимателями, занять свою нишу и успешно развиваться. На вопрос «почему удалось вам?» Сергей отвечает: «Мои первые неудачи были связаны с тем, что я не знал, как функционирует бизнес. Не знал, как строятся отношения внутри компании. Поэтому пошел работать в довольно успешную фирму, стал набираться управленческого опыта, вникать в систему. За 4 года вырос из менеджера в руководителя по розничным продажам. И когда уперся в карьерный потолок, открыл свою компанию. Вот тогда у меня начало получаться. Если хочешь быть успешным в бизнесе, поработай по найму, получи успешный опыт, узнай, как что делается. Раньше подмастерья сами платили за то, чтобы их обучали опытные мастера. Это правильный и эффективный подход».

Поскольку мой собеседник тоже когда-то был наемным работником, он хорошо знает, каково находиться в этом состоянии. И в своей компании Сергей сразу решил придерживаться других правил: «Не хочу, чтобы сотрудник чувствовал себя собакой на цепи. Он должен быть независимым, самостоятельным на своем месте. А я как руководитель должен доверять ему. Ощущая такое доверие, обе стороны не хотят подвести друг друга. Тот же принцип работает в отношении партнеров. Был случай, когда нам из Сирии отправили ткани больше, чем было оплачено по заказу. Мы тут же написали сирийцам, что готовы по следующему счету доплатить за «перевес». Они сильно удивились нашему подходу, сказали, что в их практике это чуть ли не первый случай. А я уверен, что честность и доверие должны быть основой деловых отношений: эти принципы помогли мне превратить небольшой частный бизнес в уверенно растущую компанию по продаже тканей и комлектующих для производства мебели».

Период выживания давно пройден. Как вы понимаете, зачем вам бизнес сегодня?

Это уже игра, в хорошем понимании. Ведь игра – это один из способов освоения жизненного пространства, для детей и вовсе один из способов познания мира. Когда бизнес маленький, твои риски в нем тоже малы. Ты можешь спокойно рисковать – десять тысяч туда, десять сюда. А когда начинаешь оперировать миллионами, действуешь куда осторожней, досконально просчитываешь свои ходы. Игра становится серьезной, но азарт только растет. В моей голове эта игра превратилась в матрицу: я постоянно думаю о цифрах, показателях, планах, ходах. Дело уже давно не в деньгах. Своих конкурентов я воспринимаю как игроков на поле. Их нужно грамотно переиграть. Если они переигрывают меня, я аплодирую их успеху. Таким образом, мне они преподают урок. А уж я им воспользуюсь совершенно точно.

Также мне важно, что бизнес дает возможность заниматься социально значимыми проектами. Например, благотворительностью. Моя компания поддерживает строительство православной церкви в Горячинске. Надеюсь, желающих стать спонсорами будет становиться только больше, так как средств по известным причинам не хватает. Если кто-то может откликнуться и оказать посильную помощь, мы будем благодарны.

Кто такой лидер, на ваш взгляд?

Лидер должен знать, что делать, а его команда – знать, как это сделать. Если нет хорошей профессиональной команды, добиться успеха в бизнесе трудно. К счастью, я подобрал таких людей, с которыми можно строить любой бизнес. Лидер – это удачливый человек, «фартовый», если хотите. Это тот, кто способен нестандартно мыслить, постоянно обучаться и совершенствоваться, обладает колоссальной трудоспособностью. За таким тянутся, такому доверяют. Энергией удачи руководителя живет вся компания. Но вот если нет везения, то можно получить хоть несколько образований и выбрать гениальную бизнес-идею, а дело не пойдет. В чем секрет везения, не знаю. Я в этой системе следствие, а не причина. Правда, нужно быть ответственным. Это уже зависит от тебя. Смог накормить себя, семью, окружение – хорошо. Будь честным со своей удачей, относись к ней ответственно: веди дела без обмана.

Ваши установки вписываются в современную бизнес-среду?

Да, потому что среда изменилась, наша страна изменилась. В начале 2000-х предприниматели были как пауки в банке. Кто всех съест – тот и победил. Постепенно мы «оцивилизовывались», меняли взгляды, возвращались к своим настоящим ценностям. Я полюбил Бурятию, мне многое здесь нравится: люди, климат, природа. Когда мы с женой выбирали, где обосноваться, то в итоге все равно остановились на Бурятии. Я хочу, чтобы мой бизнес помогал региону. Безусловно, предстоит еще много изменений. Помните, как в истории Моисея: он смог вывести народ из пустыни только после того, как среди них умер последний рожденный в рабстве. Вот и нам надо изжить остатки негативного прошлого. Избавиться от бюрократии и коррупции. Мне очень хочется выйти на такой уровень бизнеса, когда не я от государства завишу, а государство зависит от меня как от предпринимателя, от налогов, которые я плачу, от того, скольких людей могу трудоустроить. Чем меньше моя зависимость от государства, тем меньше его влияние на мой бизнес.

Но пока влияния не избежать. Как вы переживаете текущий кризис?

Как-то я услышал от 83-летней женщины фразу: «Я всю жизнь живу в России. И все 83 года наша страна в кризисе». Соглашусь с этим. Мы живем в нестабильных условиях. Это определяющая характеристика для российской экономики. Нам уже пора так научиться жить, и бизнес строить, закладывая кризисную составляющую. Выживает тот, кто лучше приспосабливается.

Вы как адаптировались?

От кризиса пострадали клиенты, и это косвенно отразилось на нас. Раньше действовала такая схема: мы отпускали товар в кредит, наши партнеры отпускали в кредит, и по цепочке росла дебиторская задолженность. Сейчас мы прекратили эту практику. Нестабильный рынок заставил изменить условия: мы больше не кредитуем клиентов, продаем товар только за реальные деньги. В итоге, рынок очищается сам. Слабые игроки уходят, остаются только сильные, и клиентский пул перераспределяется между ними. При этом сегодня мы продаем продукцию по минимальной цене. Да, маржа будет невысокой, но мы знаем, что оборачиваемость товара будет хорошей. За счет оборотов бизнес остается устойчивым и стабильным. Более того, он развивается.

Ваши клиенты готовы работать по «антикризисной» схеме?

Для них эта схема весьма выгодна. Самостоятельно мебельная фабрика или, допустим, ресторан, которому нужно перетянуть мебель, может заказать 3 рулона ткани. Это не оптовая поставка, поэтому платить придется завышенную цену. Через мою компанию заказчик может получить свои 3 рулона по оптовой цене, так как я заказываю десятки таких рулонов. Плюс заказчик выигрывает на логистике, получая через нас доставку со скидкой.

Надо также понимать, что мы работаем на рынке давно. У нас огромный ассортимент – более 500 наименований тканей на складе. Мы наладили контакты с надежными компаниями, договорились об оптимальных условиях поставок. То есть сделали всю ту работу, которую предстоит сделать, если искать ткань самостоятельно. И давно отработали те ошибки, которые фабрика или ресторан непременно совершат, заказывая ткани.

Какие это ошибки?

Первая ошибка – поиск лучшей цены в ущерб качеству тканей. В результате, даже если удастся выгадать с поставщиком, можно получить такой материал, который через полгода, а то и раньше, придет в негодность. Все наши поставщики прошли обязательную сертификацию, долго работают на рынке и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Только убедившись в надежности партнеров, мы закупаем у них ткань, так как в случае брака возврат партии будет производиться за наш счет. Приплюсуйте к этому потери репутационные и временные. Очевидно, экономить здесь не стоит.

Вторая ошибка – выбор производителей. На рынке представлено много брендов. Чтобы разобраться, кто дает действительно хорошую продукцию, нужно потратить немало времени и средств. За 10 лет работы у нас сформировались прямые контакты с одними из лучших заводов в Китае и Турции. Мы привозим по-настоящему хорошие ткани.

Третья ошибка – непонимание тенденций. У нас работает дизайнер, который регулярно посещает профессиональные выставки, отслеживает тренды по тканям в мире, в Европе и России. Когда к нам обращается заказчик, дизайнер может порекомендовать не просто материал с нужными свойствами, но подберет его цвет, текстуру и рисунок, гармонирующие с интерьером, посоветует идеальную гарнитуру.

Четвертая ошибка – это заблуждение, что напрямую покупать выгоднее. Производители тканей работают по 100%-й предоплате. Мы предлагаем гибкие условия. Кроме того, нужно понимать разные правила для оптовой и розничной торговли, о чем я упоминал выше.

Выбирая ткани, нужно еще и в модных тенденциях разбираться…

Мода на ткани – это особая территория знаний. Мало учитывать фактор сезонности: когда зимой хочется ярких и теплых расцветок, плотных уютных тканей, а летом возрастает спрос на жаккард и другие полупрозрачные материалы. Нужно еще ориентироваться в расцветках и узорах. Не все знают такую особенность рынка, что модные течения из Европы приходят в Москву с полугодовым опозданием, а к нам добираются спустя год, а то и полтора. А мы используем эту информацию в работе и можем предложить ставшие актуальными для региона ткани уже по сниженным ценам, так как свой модный пик эти ткани миновали. То есть для Европы коллекция устарела, цены на нее упали, а у нас она только вошла в моду – самое время покупать. Все эти хитрости знают наши профессионалы.

Но мы не только отслеживаем новинки, которые преподносит внешний рынок. Мы анализируем запросы клиентов и, отвечая на них, сами задаем тренды в отрасли. Не буду раскрывать всех секретов, скажу лишь, что подготовили необычное, но очень востребованное предложение по тканям и мебели. Оно связано с возросшим интересом людей к национальным, этническим мотивам. С удовольствием приглашаю к сотрудничеству всех, кто хочет актуализировать свою продукцию и предложить клиентам совершенно новый и весьма спросовый товар. Наша идея будет интересна широкому кругу: производителям мебели, фирмам по перетяжке мебели или пошиву автомобильных чехлов, клиентам из сегмента HoReCa (кафе, ресторанам, гостиницам).

Нечасто в кризис услышишь о старте новых предложений.

Любой бизнес, по моему мнению, проходит три этапа: этап работы с родственниками и друзьями, этап с рабочими, этап с профессионалами. Начинал я с командой друзей-единомышленников, а сегодня у компании «профессиональный» этап. Мы идем в гору и не намерены останавливаться из-за кризисных явлений. Новое предложение по тканям – это далеко не все наши планы. Сейчас мы открываем крупный розничный магазин площадью 500 м2 на проспекте Автомобилистов. Дальше – выход на рынки других регионов России, затем – на внешние рынки (Европа) и открытие своей фабрики по производству тканей в Китае.

Такому ответу Сергея Викторовича я почти не удивляюсь. То есть, масштаб его планов восхищает, но, кажется, другого и быть не может. Когда-то наш герой начинал с самого низа – с перетяжки мебели. И выбрал «тканевую нишу» для самостоятельного бизнеса, всего лишь сделав ставку на растущий сегмент рынка, не имея даже представлений о том, как производится мебель. Когда-то он мог закупать не больше двух рулонов поролона и не больше 15 метров ткани, в то время как конкуренты завозили товар контейнерами. Когда-то его не воспринимали всерьез. А сегодня компания господина Мысика уверенно держится в лидерах и живет как саморазвивающаяся  организация. «Нас ждет обеспеченное будущее, но по дороге к нему нас никто кормить не будет, – подытоживает беседу гость номера. – Мои бизнес-планы – мой лучший мотиватор. Они меня вдохновляют. Я засыпаю и просыпаюсь с мыслями о том, куда предстоит идти. Понимаю, что некоторым эти планы покажутся нереальными. Но через неверие мы уже проходили. Если нет ветра – берись за весла. И в свое время все исполнится».

Интервью: Светлана Морозова

Фотографии: Виктор Лукашенок

 Материал опубликован в журнале Chief Time #04(140) за май-июнь 2015 года