Савва Морозов

«Не деньги главное, а польза, что ты стране принесешь. Деньги приложатся, если дело правое»

Наталья Татаркина, руководитель иконописной мастерской «Создавая наследие»

Руководитель иконописной мастерской «Создавая наследие» рассказала ЧД о том, как с помощью личного присутствия в соцсетях смогла выйти на новые реальные показатели в бизнесе

Как вы пришли к идее создания личного бренда, необходимого в рамках бизнес-проекта? 

Наша мастерская – это личный проект, семейное дело. С самого начала я всегда напрямую общалась с заказчиком, мы с мужем приезжали, показывали свои образцы, рассказывали, кто мы такие, как появилась и работает мастерская. Эти коммуникации были необходимы, в том числе, для того, чтобы заказчик понимал, как формируется цена. В нашем деле сразу было ясно, как важно разговаривать не с менеджером, а с владельцем. Так появилась идея, что все коммуникации нужно проводить в русле прямых взаимоотношений. И продвигать эти отношения в бизнесе как личный бренд. Потом муж прочитал книгу «Экономика благодарности» Гари Вайнерчука. Он рассказывает про личный бренд, являясь владельцем всего одного магазина. Муж много всего почерпнул оттуда. Всем советуем прочитать.

Что было дальше? 

На четвертый год работы мы поняли, что надо бежать в соцсети и строить там работу. Вышли одновременно в «Фейсбук», «Одноклассники», «ВКонтакте». Начали насыщать странички разным контентом, фотографиями, чтобы это как-то соответствовало нашей тематике, и думали о том, чтобы людям было интересно. Ориентировались в основном на свои ощущения. Появились первые подписчики. Однако от этих трех площадок мы практически не получали обратной связи. И не понимали, почему. У нас же были наняты специалисты и вложены деньги. А отдачи никакой, кроме редких комментариев. «Инстаграм» появился позже. Прошло еще два года. Мы продолжали вести все соцсети, но не видели никаких сдвигов, никаких заказов. На тот момент набралось около тысячи подписчиков.

И тогда я решила самостоятельно вести «Инстаграм». Вот я – руководитель проекта, вот мои работы, вот мой муж, который занимается мастерской, вот его сестра, которая пишет икону, вот реставратор. И вдруг заработало! Как по щелчку пальцев. Вначале страничка была зарегистрирована официально как организация. Как только мы переключили ее на личный профиль, через две-три недели почувствовали, что появились заказчики, вопросы, лиды. Стало понятно, что бренд персонального вида в нашем случае на полях «Инстаграма» дает оптимальные практические результаты.

Как это проявилось в конкретных показателях? 

По итогам 2018 года не менее 20% от выручки мы получили благодаря поддержке «Инстаграма». Пользуясь этим инструментом, мы создаем среду, которая позволяет привлекать и удерживать клиентов. Сейчас у нас 113 000 подписчиков, в какой-то момент было 130 000.

Как именно вы ведете свой профиль? 

Публикации и прямые эфиры делаю от первого лица. То есть не какая-то организация, а вот я – конкретная Наталья Татаркина. «Инстаграм» позволил отказаться от смс-рассылок, от которых все устали. От email-рассылки. Мы таргетируемся по аудитории, всплываем у нужного пользователя, и если ему интересно, он зайдет и посмотрит. Оказалось, публике интересно видеть, как пишутся иконы, как идет реставрация. Наши знания о вере тоже полезны подписчикам. Мы умеем понятным языком без специальных терминов и умных слов рассказать простые вещи: что делать, если тебя просят быть крестным отцом или крестной мамой, какую написать записочку в церкви, какие где иконы и почему. Эти вопросы возникают у многих людей, а подойти к священнику и спросить может не каждый. Так мой персональный бренд оброс многими вещами, которые поддерживают бизнес. И бизнес поддерживает меня. Почему-то раньше в эту работу я не сильно верила. Оказалось, напрасно.

Какие ресурсы и бюджеты вы вкладываете в соцсети? 

Только 2–3% подписчиков тебя видят и реагируют. Никакой суперконтент не может сломать систему. Поэтому либо ты платишь деньги и продвигаешься, либо довольствуешься тремя процентами. Я трачу на рекламу в цифре (включая все каналы и директ) от 200 до 500 тысяч рублей в месяц. Производство контента – это, в среднем, примерно 200 долларов фотографу. Видеоролики готовим своими силами. Дизайнер тоже свой. Плюс сейчас масса приложений и полезных программ, которые сильно упрощают жизнь.

После того как начали работать над персональным брендом, вы сами изменились? 

Меня начали узнавать на улицах, подходят, здороваются. Людям интересно, как устроена наша мастерская, как мы живем в семье. Такое внешнее внимание дисциплинирует.


Интервью: Светлана Морозова
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №7 (25), май-июнь 2019