Евгений Протопопов, основатель компании Jenavi
Основатель компании Jenavi – о жизни как чистом празднике, бизнесе как колесе удовольствия и понимании свободы «от» и «для»
Компания Jenavi родилась 27 лет назад, и до сих пор мы развиваемся без инвестиций и банковских кредитов. Долгое время наш рост составлял 1000% в год. Почему так происходило – тайна. Как-то раз жена меня остановила на мосту через Фонтанку (в те дни Павлов отменил деньги – у нее случилась паника) и спросила: «Женька, кто ты?» Казалось бы – родная жена, а такой вопрос задает. Но я понял, о чем речь, потому что она была в шоке от того, что все разваливалось на глазах. Мою жену удивляло, почему я нахожусь в хорошем настроении и физическом состоянии. А я не уставал, не болел ничем, все время был в радости:
– Знаешь, Викуля, я чувствую внутри себя какую-то созидательную энергию, в которой мне комфортно находиться. Я вижу вокруг только счастливые глаза покупательниц – их так много.
Рынок тогда был пустой: только что ушла чешская компания, которая обеспечивала всех бижутерией, а ювелирные компании нашей страны не делали ничего красивого. Вот почему ювелиры, которые творили что-то на дому, оказались весьма востребованными. Их даже не сажали в тюрьму, хотя заниматься драгметаллами было противозаконно. Будучи инженером-электронщиком, я тоже начал это делать в 1980 году. Так получилось, что маленькое занятие переросло в целую компанию. Моя коллега, девушка, увидела как-то украшение, которое сделал мой московский друг. Оно ей понравилось – попросила меня заказать у него такое же. Я пообещал, но было слишком много командировок по стране, в Москву никак не удавалось залететь. Снова говорить, что не успел, было неудобно, и я решил сделать украшение сам. Мы вообще не можем никому гарантировать завтра, вот что я тогда понял. Коллега сразу согласилась. Мы вместе нарисовали эскиз, я сделал колечко. В обычных магазинах купил инструменты, книжки правильные и из монетки сделал кольцо. Вложил в него всю душу, потому что оно было первым из драгоценного металла. Такое тонкое, изящное! Я видел глаза этой Анюты, она заплатила 40 рублей, приличные тогда деньги. А на следующий день вернулась с новым заказом. Потом пришли ее подружки. Затем подружки подружек. И так с 1980 года мы продали уже более 50 миллионов украшений по всему миру.
Я всегда говорю: «Мы не крупная компания, я вообще не очень умею заниматься бизнесом, мне важно только одно – чтобы клиенты были довольны». Мне некогда было читать книги по бизнесу, потому что те, которые я читал в начале перестройки и перестрелки, были както не про нас, в них писали про какую-то стабильную предпринимательскую среду, где брать кредит, как отдавать с небольшими процентами. У нас же все бурлило, чего только ни происходило вокруг. Бандиты, налоговые – но я не вижу нигде проблемы, я всех люблю. Ко мне заходил бандит, так мы с ним пять часов пробеседовали, и он стал другом. Мы ничего не платим, просто дружим, он нас защищает с тех пор.
Обычно наш ум рисует границы и заставляет страдать, когда нет никакого повода. Годика в три дочка спросила: «Пап, ты чего все время улыбаешься? Дурачок, что ли?» Я ей: «Дочка, я улыбаюсь, потому что вижу, что люди страдают по таким пустякам. Я вглядываюсь в эти пустяки и не нахожу ни одного повода для грусти. Если я и дурачок, то такой счастливый, ни одного умника таким не видел».
Все, что со мной происходит, подтверждает, что жизнь – это чистый праздник. И если мы не празднуем, мы делаем что-то не так. Вот почему нам всем нужен барон Мюнхгаузен. Важно поймать себя в тот момент, когда ставишь знак равенства между собой и глупостью ума. Ум знает только прошлое, и когда мы думаем, то мыслим категориями нашей памяти. Думаем категорией прошлого, но никогда не встречаемся с прошлым, а живем в настоящем. Именно поэтому я никогда ничего не обдумываю.
Я очень благодарен судьбе за то, что она толкнула меня в мир красоты женщин. За то, что увидел, как Анюта с горящими глазами восприняла украшение, а потом точно так же ее подружки. У меня было столько клиентов до начала перестройки, что я просто не успевал выполнять заказы. Я видел восхищенные глаза женщин и всегда приглашал их в сотворчество, мы вместе создавали эскизы. Так появлялось новое видение изнутри, из этой микроскульптуры. В дело вовлечены энергии покупательниц и моя энергия, но я остаюсь свободным. И я заметил, что, когда я делаю украшения, нахожусь в превосходном психофизическом состоянии. Душа моя ликует. За результат моего труда женщины порой приносили годовую зарплату, были случаи – трехгодичную зарплату отдавали. И уходили счастливыми. Я тоже доволен – деньги возвращаются в производство (немного брал только на еду, потому что семья, дочка, жилье). Так цикл за циклом – из ничего рождается все. Вот оно колесо радости. Когда я это колесо увидел, понял, что это же и есть ответы на все вопросы. А в жизни меня интересовало еще очень многое. Кто тот кукловод, который руководит мной? Кто дает так много возможностей, мгновений? Почему происходит такая однозначность событий, связанных с нами? Мне интересно было узнать это. Я читал много книг по философии, но понял, что большинство философов сами заблудились в словах, а многие плохо кончили. Это не мой путь. Мне больше нравится реальная жизнь со множеством возможностей.
Я жил в то время на Черном море – великолепное место: субтропики, тысячи растений и цветов, море в 150 метрах от дома. И в то же время я понимал, что есть что-то более ценное, чем это все. Меня не могла удовлетворить красота вокруг. Что-то еще влекло. Я в тот период понял, что интересуюсь чем-то таинственным, более значимым, а все, что происходит в материальном мире, – самослучающийся процесс. В годы перестройки, когда пришел Горбачев и объявил, что государство ничего не гарантирует моей семье, я должен был сам дать гарантии. Но я не думал, что бизнес будет так быстро расти. У нас был период, когда на производстве работало только тысяча сто человек, а продажи украшений уже шли на весь мир, на все континенты. Именно в тот момент жена остановила меня на мосту. И я ей ответил, что вижу глаза миллионов женщин, которые хотят видеть наши украшения. Мы не успевали выпускать продукцию, работали в три смены. И я сказал, что энергия внутри меня такая радостная. Я сам не знаю, кто я, но мне так радостно жить в этом потоке.
Этот поток ни разу потом не прерывался ни в ком из нас – вот настоящее чудо. Главное – чувствовать этот поток. А как чувствовать? Просто надо делать то, что больше всего нравится. Из этого всегда вырастет великолепное явление, неповторимое явление. Каждый из нас – уникален, но только мы сами можем определить свой талант, почувствовать свое дарование. Тогда открывается тайна, и остается только наблюдать за тем, что будет происходить с нами, за тем, как мы будем вливаться в созидательный процесс. Он сбалансирован во всем мире, он и материализуется тут же, и дает нам духовную основу. Ту самую нашу неповторимую природу, ради открытия которой мы и пришли в этот мир. Открыть эту природу мы можем, когда сами открываемся.
Вся информация, которая приходит из внешнего мира, больше остается в памяти. Но самая ценная та, которая приходит изнутри как внутренний голос, подсказка, как видение происходящего; она сразу становится нашим опытом, движением, бизнес-вовлечением, реализацией какой-то идеи. Память локальна, ограничена, она находится в прошлом, а опыт объемный, он как точка опоры, на которую можно становиться, просто доверяя своему телу. Важно знать – опыт находится в теле. Если мы доверимся телу, то без труда поймем – куда идти, как рулить, что делать в случае опасности. Мы становимся кукловодами, которые направляют физическую оболочку. Все эти годы я не занимался бизнесом, мне просто было некогда – я занимался познанием сокровищ.
Если мы очень заняты, мы забываем о себе. Но первостепенно то, кем мы являемся. Я понял, необходимо раскрывать то самое крыло свободы, которое нас уравновешивает. Бизнес растет, тем не менее, важно, чтобы мы не забывали о взращивании этого крыла свободы. Да, мы заняты, но свободны от этой занятости, чтобы наблюдать. Существует два вида свободы: свобода «от» и свобода «для». Свобода от болезни, заботы, работы, страхов – мы всегда пытаемся вырваться из какого-то замкнутого пространства, которое нас тяготит, из отношений или занятий. И в то же время «влетаем» в новое и опять страдаем, потому что забываем про второе крыло, которое поможет свободно летать. Находясь только в парадигме «от» – трудно летать. Существует свобода «для» – для радости, любви, созидания, расцвета. Это более важно, чем свобода «от».
Ваша красота спасает мир, делая его прекрасным. Это мое понимание красоты каждого человека, уникальной красоты. Лучшее в нас творит чудеса, создает гармонию и спасает от «перекосов». Уникальная красота каждого человека творит красоту вокруг. И это самодостаточное чудо. Первостепенная задача – познание самих себя; мы уже те, кого хотели бы видеть, надо просто принять себя. Но как принять, если ум говорит, что надо стать другими? Стать похожими на кого-то. Тем не менее, мы не можем быть похожи на другой цветок, мы можем лишь раскрыть свой цветок – тогда это реализация. Если мы пытаемся быть похожим – это разрушение своей личности.
В 37 лет, будучи спортсменом в прошлом, я впервые ощутил проблемы со здоровьем. У меня обнаружили язву 12-перстной кишки. Я тогда еще курил (бросил в 1985 году), и меня «ловили» грипп и пневмония. Появился остеохондроз шейного позвонка, и однажды, когда я ехал на велосипеде, так прострелило почки, что я чуть не упал. Тогда я подумал: «Неужели это все? Я же совсем недавно был юным и здоровым, выигрывал соревнования». Значит, наступило время что-то менять. К нам приходит то, к чему мы готовы. Ко мне пришла информация от целителя, как надо правильно питаться. В тот же день я приехал домой, выкинул все мясные продукты из холодильника, чтобы он перестал быть моргом. Привез чистую воду, начал спать только на животе, дышать носом, перестал завтракать. Кстати, в том году мы купили первый завод. А когда я перестал обедать, мы купили второй завод.
Прошел год в новом режиме – а я ни разу не заболел. Как только я с этим разобрался, за 27 следующих лет ни копейки не потратил на медицину. Ничем не болею, не устаю. Мне 65 лет, а я недавно присел 1020 раз за 25 минут. Я не мог это сделать прежде никогда. Совершенно подругому работают все клетки. Вот уже пять лет я питаюсь сырыми фруктами и овощами, пью специально очищенную воду. У меня фантастическое психофизическое состояние, я сплю 3–4 часа, и мне больше не требуется. Негативно человек воспринимает жизнь, когда борется с ней. Я не борюсь с жизнью, мои поступки направлены на познание чуда – внутреннего позитивного источника, из которого соткана жизнь. Многие люди, которые работают с нами, наблюдают за мной и потом принимают решение попробовать так же. Я им говорю: «Вы лебеди, до вас так долго доходит. Можно пробовать побыстрее. Жизнь коротка, энергия ограничена. И с этой ограниченной энергией надо познать безграничное».
Мне говорят, что я счастливый человек: дети и жена работают в одном пространстве и хотят продолжать дело. И это здорово. Скоро подключатся внуки. Когда есть творчество, это перестает быть бизнес-процессом. Перестает быть как таковой тяжелой работой, это просто радостное путешествие. Нам лишь кажется, что мы чем-то управляем, что-то контролируем, но мы можем только довериться потоку случайностей. Чудесным образом все, что мы можем придумать, беднее, чем то, что есть. То, что есть, такое шикарное, и оказывается сама организация бесконечно сильнее.
Я не занимаюсь управлением компании. Меня обзывают генеральным директором, основателем бизнеса, но я еще не знаю, кто я. Меня интересует рождение нового. И дело не во мне. Я стараюсь не мешать всему случиться естественно.
Ко мне периодически подходили и говорили, что у нас 10–15% воруют. Я всегда говорю, что люблю воришек так же, как и тех, кто воровством не занимается. Посмотрите на судьбу людей, которые берут чужое. Кто из них смог себя реализовать? Наворовал, а потом рухнул. Когда ко мне приходят с договором, я подписываю чистый лист бумаги. То, что будет непечатно на этом листе, – судьба того человека, который будет это печатать. Такова моя любовь без всяких условий. То, что он напишет, будет менять его судьбу. Моя судьба меня уже привела к тому, где я нахожусь. Это трудно назвать бизнесом. Это великое чудо, потому что чудо всегда находится с нами.
Фото: Юрий Цой, Наталья Дончик
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №3 (21), июль-август 2018