Владимир Сидоренко, президент компании «Перформия»:
Президент компании «Перформия» рассказал ЧД о том, что такое настоящая цель, чем предприниматель отличается от лидера, почему решение рабочих вопросов напрямую отражается на улучшении личной жизни и за что можно гордиться современной Россией.
Вы очень энергичный человек, просто излучаете энергию. Откуда ее берете?
Основной источник энергии для меня – это осознание того, что я двигаюсь к цели, к которой хочу двигаться. Потому что как только я начинаю заниматься тем, что не соответствует моим собственным истинным целям, уровень энергии существенно падает. И чем точнее я становлюсь на нужный вектор, на стрелку, направленную на то, что я на самом деле хочу, тем больше у меня энергии. Иногда даже спать и есть забываю.
Как вы понимаете свою цель? Ведь с целеполаганием у многих не все так просто…
Я знаю это, потому что одно из основных направлений моей деятельности – найм и вовлечение сотрудников. А сейчас я отдельный проект запускаю, отдельную компанию, которая будет посвящена стратегии. И в нашем подходе к стратегическому мышлению самый главный момент – это правильное определение цели.
Что в моем понимании цель? Чем сложнее вопрос, тем проще нужно стараться на него смотреть. Цель – это то, ради чего ты что-то делаешь. Ради чего или почему, зачем. Все остальное – просто техника. Ради чего, зачем ты встаешь утром? И вот 16 лет назад я что-то в жизни осознал, и мне захотелось сделать нечто по-настоящему заметное и хорошее. Я не знаю, что более важно: заметное или хорошее? Наверное, хорошее важнее, но также хотелось и заметное. Когда я начал думать, как наиболее эффективно влиять на общество, что обществу сделать полезное, то я пришел к выводу, нужно действовать через сильных людей. Один из важнейших принципов моей философии заключается в том, что помогать нужно, прежде всего, сильным.
Обычно помогают слабым.
Помогать сильным не значит, что не нужно помогать слабым. Конечно, нужно. Никто не отменяет благотворительность, терпимость, доброту. Но если подходить с точки зрения эффективности, то помочь каждому человеку нет времени и возможности. Допустим, условно, я хочу помочь вашей семье. Если в вашей семье есть кто-то, кто тащит все и всех на своих плечах, то разумнее и эффективнее будет помочь тому, кто тащит. Потому что если он «сломается» или остановится, то плохо будет всем, кто от него зависит.
То же самое относится к обществу любого размера. Есть несколько групп людей, точнее две, которые «тащат» общество вперед. Первая группа – это ученые и люди искусства, которые привносят что-то новое. Я к ним с большим уважением отношусь. А вторая – это предприниматели и управленцы, включая чиновников. Одна из моих целей – помогать им. Помогать наиболее эффективно наиболее эффективным людям.
Что было до того, как появилась такая цель?
Много факторов повлияло на ее формирование. Я работал с 15 лет. В школе еще учился и уже начал работать дворником. Потом армия была, там что-то понял. И бизнесом начал заниматься с 1989 года. Страшно сказать, скоро будет уже 30 лет!
Начинал я с укрепления дверей. Пришел из армии, продолжил обучение в институте и параллельно, купив патент, укреплял двери в частных московских квартирах. Очень хороший бизнес был, кучу денег приносил. Потом торговля импортными продуктами питания, потом много чего было и в России, и в Казахстане, и на Украине. Бартерные схемы, зерно, электроэнергия, газетная бумага…
ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ СИДОРЕНКО родился в Москве, учился в Московской академии нефти и газа им И.М. Губкина на специальности «Прикладная математика». В 1989 году начал самостоятельную коммерческую деятельность с укрепления входных дверей в частных московских квартирах. Владеет и управляет собственными компаниями в сферах покупки и эксплуатации коммерческой недвижимости в Москве, крупнооптовой международной торговли газетной и офсетной бумагой. В сфере консалтинга является основателем и владельцем компаний «Перформия»и Kaplan Sidorenko Strategy Consultants, а также просветительского проекта Vladimir Sidorenko Pro. Автор самого популярного (по количеству просмотров на дату выхода журнала) в русскоязычном интернете ролика про мотивацию сотрудников. Имеет благодарности и награды от различных коммерческих, общественных и государственных структур. В частности, награжден орденом 1 степени «За мужество и гуманизм»
Как вы считаете, люди действительно делятся на тех, кто может быть предпринимателем, и на тех, кто не может?
Есть разные точки зрения и классификации. Несколько классификаций даже моими авторскими правами защищены. На мой взгляд, предприниматель и лидер – это не совсем одно и то же. Предприниматель – тот, кто ищет возможность. Я знаю талантливых предпринимателей, которые находят шикарные возможности, за ними надо записывать и сразу делать. Там миллионы зарыты. Но они совсем не лидеры, в том плане, что не могут людей за собой вести. Соответственно, предпринимательство и лидерство – две совершенно разные вещи.
Вас лично что двигало в поисках и стремлениях? Как вы это в себе ощущали?
Вообще, я точно не знаю, что у меня сильнее развито – лидерство или предпринимательство. Наверное, лидерские качества сильнее. Мне легче вести за собой других. Мне очень нравятся люди, нравится выступать перед ними, менять их точку зрения, причем не манипулировать или обманывать, а менять доказательно. Впрочем, предпринимательской жилкой я тоже не обделен, поскольку с детских лет деньги зарабатывал.
Это от нужды или органичное желание?
Нет, не от нужды точно. Я из обычной семьи российской интеллигенции. Мама – учитель английского языка, папа – инженер-программист. Мы не нищенствовали. Богатыми не были, но приоритеты у нас в семье были четкими. Например, 10 лет не покупали люстру, но тратили деньги на хорошие продукты, на фрукты. Я спортом все время занимался, мне важно было иметь кеды, клюшки, спортивную форму. Родители меня очень любили и никогда для меня ничего не жалели.
Еще я все время знал, что заработаю, что буду жить состоятельно. На этот счет у меня никогда не было сомнений. Понимаете, я думаю, что в нас что-то заложено от природы. Мы сильно переоцениваем то, что в нас вкладывают родители, школа, и сильно недооцениваем то, что в нас есть изначально. А недооцениваем мы, потому что не понимаем, откуда и что имеем. Возьмите двух братьев близнецов. Как правило, они абсолютно разные по характеру. Почему? Ведь одинаковое образование, окружение, условия… Потому что чтото в каждого из нас вложено изначально.
Итак, все шло хорошо, но вы вдруг пересмотрели свою биг-цель. Что же заставило?
Да, что-то было уже заработано, бизнес процветал, но в какой-то момент я осознал, что это не все, что я хочу сделать. Меня очень заинтересовали люди, о себе я что-то понял и захотел сделать что-то полезное. Я увидел определенную проблему и захотел поучаствовать в ее решении.
С философской точки зрения, все, что с нами происходит, мы когда-то раньше сами возжелали. Наши желания точно сильнее, чем мы думаем. Как только я точно сформулировал, чего хочу (помогать предпринимателям, сильным людям в той области, где им больше нужна помощь), – как тут же вокруг меня появились люди, которые показали мне одну уникальную технологию. В США на поле для гольфа я случайно познакомился со своим будущим партнером, который рассказал мне об авторской системе найма продуктивных сотрудников. Я ее попробовал на своих компаниях, результат превзошел мои ожидания. Так возникло еще одно из направлений бизнеса, которое сегодня стало основным.
То есть сейчас вы только «Перформией» занимаетесь?
Компания, которая торгует бумагой, у меня до сих пор есть. Но я там так называемый «спящий» акционер. А «Перформия» и вообще консалтинг и просвещение – мое основное дело. На кадровом консалтинге много денег не заработаешь. Это самый сложный бизнес, который я только видел, но я им занимаюсь просто потому, что мне нравится. Чем сложнее задача, тем больше удовольствия испытываешь, решая ее.
Когда мы начинали интервью, вы сказали, давайте в драку ввяжемся, а там посмотрим. Вот это мой стиль. Если начинаешь все планировать и организовывать, то так можно никогда и не приступить. Надо начинать и по ходу уже разбираться. Я просто ринулся в бой, у меня было много знакомых, люди мне доверяли, и они стали моими первыми клиентами. Я начал собирать семинары…
Почти как в кино…
Мне обычно сильно везет. Но я не верю в случайности. Везет тому, кто сильно хочет и много работает. И еще если человек что-то хочет, то чем точнее (в деталях) он представляет себе, чего именно хочет, тем больше вероятности, что это произойдет. Для всех, кто горит мечтой, у меня есть две практические рекомендации. Первая – желайте как можно сильнее. Вторая – представляйте желаемое в мельчайших деталях.
Вы так же делали?
Да, и до сих пор делаю.
Если кратко представить, что произошло в промежутке от открытия нового направления до настоящего момента, когда мы с вами сидим в прекрасном офисе? Первые клиенты из числа знакомых, регистрация ООО…
Тогда еще ООО не было, было ТОО. У меня тогда были собственные помещения, которые я сдавал в аренду и еще несколько собственных компаний в разных областях. Так что мне было несложно открыть первый офис и пригласить своих знакомых на наши семинары. Кстати, некоторые консалтинговые компании только на семинарах и живут. Это приличный бизнес. Но мы на этом не остановились. Конечно, я консультирую, семинары читаю, все это хорошо, но нужно внедрение. Чтобы модель заработала, нужно научить, помочь внедрить и затем сопровождать клиента. Этим мы и стали заниматься. Потом открыли офисы в Москве, в Казахстане, в Новосибирске, в Уфе. Дальше больше: Киев, Одесса, Минск, Рига… Естественно, я стал выращивать и обучать других лекторов и консультантов. А также мы разработали уникальную систему видеотренингов, которая до сих пор успешно работает и которую теперь использую многие консалтинговые компании.
Если бы сейчас внедрять такую модель, то она была бы понятной. А как это было тогда. Как вы убеждали заказчиков?
Это было потрясающе. Именно убеждали. Приезжаю, например, в Казахстан, семинар на 30 человек, а записалось только 7. Вот за 2 дня мы собираем остальных. Звоним всем, кого только вспоминаем, – даже бывшим девушкам. Можно книгу об этом писать. И на самих семинарах всякое бывало. Мы же говорим о найме, а значит – о людях очень глубоко. Много вопросов затрагиваем: и плохие поступки, и вопросы этики. Был случай, когда на семинаре парень рассказал историю о партнере, который в него стрелял. Он обнаружил, что партнер у него ворует, и тот в него выстрелил. Показал шрам от пулевого ранения. Потом он послушал, что я о людях рассказываю, и захотел, чтобы тот партнер тоже послушал. Позвал его. А я рассказываю с той точки зрения, что все можно исправить, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, и вопрос в том, что мы делаем после того, как сделали ошибку. Тот партнер пришел. По виду – бандюган. И в какой-то момент он встал и резко достал пистолет, прямо при всех. Я подумал, что сейчас будет какая-то экстремальная ситуация. За стул взялся, готов был кинуть в него. А он достал пистолет, положил его на стол и сказал, что понял: пистолет ему больше не нужен.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ PERFORMIA начала свою деятельность в 1984 году, ее центральный офис находится в Швеции. В 2001 году Владимиром Сидоренко был открыт офис в Москве – «Перформия» в СНГ начала тогда свою деятельность с предоставления авторских тренингов по найму продуктивных сотрудников для российских предпринимателей. Сегодня у русскоязычной «Перформии» октрыты офисы в крупнейших городах России, Казахстана, Украины и Республики Беларусь. С 2001 года предоставлено 20000 семинаров и тренингов, обучены более 10000 руководителей, оттестированы 1500000 кандидатов и сотрудников, более 50000 кандидатов наняты на работу.
Как вы сейчас оцениваете тот выбор, что сделали 16 лет назад?
У сильных людей, у бизнесменов самая большая проблема – с другими людьми, потому что они их не понимают. Да и себя не понимают. Посмотрите на предпринимателей и управленцев – у них в личной жизни, как правило, черт знает что. Потому что ни времени, ни сил не хватает – ни на себя, ни на семью. С помощью своего дела я помогаю не только с рабочими вопросами разбираться, у человека все области жизни разруливаются. Предприниматель себе и семье мало времени уделяет – значит, много работает, значит, не тех сотрудников нанимает. Начинаем с кадров, а в результате еще и семьи, и здоровье спасаем. Меня за это постоянно благодарят. Вот по таким признакам и понимаю, что выбор свой сделал правильно.
Какая профессиональная тема вас сейчас особенно занимает?
Это тема стратегии и вовлечения персонала. Есть сотрудники, которым важно только получать. Они самые неинтересные. Есть преданные сотрудники, но на этапе отбора это распознать невозможно. А есть те, кто понимает: чтобы что-то получить, надо сначала что-то сделать. Кто привык увлеченно работать, ему не все равно, что и как делать. Таких непросто выявить на этапе найма. Денег хотят все, и это нормально. Но нужно найти и удержать в компании людей, которым, в первую очередь, их собственная работа нравится. И развивать это в них. Но все равно – все начинается с найма. Если нанял не тех, то вся дальнейшая работа с персоналом очень малоэффективна.
Как профессионал в кадровой сфере, скажите, как у вас внутри компании дела обстоят?
«Сапожник без сапог» – не мой случай. При этом сказать, что у меня полностью закрыт вопрос с сотрудниками, тоже не могу. Проблем с персоналом нет только у «мертвой» компании. Вопрос – какого рода эти проблемы? Если тебе кто-то сообщает об увольнении, и ты вынужден прервать отпуск, так как потеря фатальна для компании, – это большая и крайне неприятная проблема. А если ты заранее ищешь толкового копирайтера в штат или нужен еще один продуктивный пиарщик, то это совсем иное дело. У меня потрясающая команда. А поскольку я еще и запускаю новые проекты, то всегда настроен на поиск квалифицированных перформеров.
Кому из ближайшего круга топов вы абсолютно доверяете?
Я абсолютно доверяю большому количеству людей, с которыми работаю. Абсолютно – это значит полностью. Топы со мной работают очень давно. Двое из них – уже 15 лет в компании. Этим я могу гордиться.
Но для начала я вообще от команды ничего не скрываю. Некоторые меня называют мамонтом или динозавром, намекая на то, что таких мало. Может быть, но меня это не беспокоит. В компании мы не знаем, что такое «черная» или даже «серая» зарплата. Если в один из моих офисов приходит налоговая инспекция, я не беспокоюсь: мы платим все налоги. И есть основное правило, которое я требую соблюдать: у нас запрещены любые действия или отношения, которые надо хоть от кого-то скрывать.
Что для вас деньги?
Деньги – это показатель ценности предоставленного продукта. И в этом (вернее, в нарушении этого) кроется основная проблема нашего общества: если бы было так, как я говорю, больше денег было бы у того, кто делает больше ценного для общества. А пока, увы… Кто у нас богаче всех? Инвестбанкиры, которые вообще мыльные пузыри надувают.
Поэтому деньги для меня – это мерило ценности и средство к существованию, я считаю, что денег должно быть много, без них жить в нашем обществе невозможно. Есть несколько вещей в жизни, которые я не могу понять. Например, как многие наши сотрудники живут на те деньги, которые мы им платим. Я не шучу и не кокетничаю, я действительно так считаю. Даже пытался разбираться, потому что примерно знаю, где что и сколько стоит. Сотрудница получает среднюю по рынку зарплату. Ну тогда, наверное, у нее муж миллионер. Нет, он работает на такой же работе. Тогда они, наверное, воруют. Нет, не воруют. Тогда они как бомжи должны выглядеть. Но они и выглядят прилично. Как? Вот этого я не понимаю. Я считаю, что денег должно быть много, призываю платить больше своим сотрудникам. Но платить в соответствии с их вкладом.
Что вам нравится в России и почему? Люди, события…
Ну, во-первых, я очень порадовался выступлению сборной России на Чемпионате мира по футболу. А во-вторых, совсем недавно я вот что подумал. Есть то, за что хочу сказать спасибо руководству нашей страны. Если вы это напечатаете, будет здорово. Могу сказать, что у нас существенно меньше стало антисиметизма. Могу с гордостью сказать, что в России сейчас антисиметизма меньше, чем во Франции. А никто об этом не говорит. Если мы перестаем видеть плюсы, считаем, что все ужасно, то мы превращаемся во врагов собственной страны. А если мы враги собственной страны, то мы становимся врагами себе.
Если бы вы могли дать самому себе совет на старт карьеры, что бы вы сказали?
Занимайся тем, что нравится. Мечтай по-крупному. Постоянно учись. И не ленись – вкалывай!
Текст: Светлана Морозова
Фото: Павел Харитонов
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №4 (22), сентябрь-октябрь 2018