«Передавая знания другим, сам становишься сильнее»
В чем отличие профессиональной передачи знаний различными бизнес-тренерами и консультантами от безвозмездной? Были ли в его деловой практике случаи, когда доверие не оправдывало себя, и договоренности оказывались нарушены? Что общего у обмена знаниями в предпринимательском сообществе с посещением спортзала? Об этом и многом другом журналу «ЧД» рассказывает предприниматель с 30-летним стажем Владимир Бохан.
«Купи себе глобус!»
— Наставник в широком смысле слова – это человек, с которого мы берем пример. На своем личном примере можете ли вы оценить, сколько процентов успеха в удачных бизнес-проектах приходилось на долю собственных креативных идей, а сколько – благодаря использованию опыта успешных компаний или людей?
— В моей практике большинство идей успешных проектов появлялись именно благодаря чужому опыту. При этом до достижения 30-35-летнего возраста у меня было глубокое убеждение, что все это я придумываю сам. Но позднее, когда начинаешь глубже анализировать происходящее, то понимаешь, что почти везде в основе лежат уже существовавшие ранее идеи. Есть замечательная старорусская поговорка, которая сейчас отлично прижилась и реализовалась в Китае: «Копирую успех, тиражирую успех». Сегодня многие даже считают ее китайской пословицей.
— Многое китайское – это хорошо забытое русское.
— Да, почти так (улыбается). Но сейчас на своем жизненном опыте я понимаю, что наставничество в том самом широком смысле слова, о котором вы упомянули– это важнейшее направление деятельности. При этом у меня в жизни никогда не было такого человека, к которому я бы специально приходил за советом или просил бы его стать моим наставником. Всегда вокруг были просто люди, с которыми происходило общение, и в какой-то момент кого-то из них я воспринимал как наставника, а в другой момент – как партнера. Развитие нашей компании было неравномерным, на этом пути были отдельные взлеты, и они чаще всего происходили именно в момент получения дополнительных знаний от опытных предпринимателей. Надо понимать, что в нашей стране рынку сегодня чуть более 30 лет, а мировой опыт предпринимательства в условиях рыночной экономики насчитывает столетия. Так что, когда к нам приезжают какие-то специалисты и эксперты, то они иногда говорят вещи, которые им самим представляются совершенно очевидными, а для нас становятся почти откровениями. Простой пример: когда у нас был дефицит коммерческих площадей, то люди научились открывать магазины в кочегарках, в гаражах, в ангарах каких-то. Кто-то первый это сделал, и другие увидели: ничего себе, можно купить ангар – и сделать из него торговый центр.
— То есть люди просто смотрели вокруг, а потом сами использовали этот чужой опыт.
— Да, и это именно та история, про которую я говорил, что до какого-то момента был уверен, что реализую только свои собственные идеи. Но на самом деле они откуда-то приходят, и просто по молодости ты сам забываешь – откуда именно. А чем мудрее становишься, тем больше понимаешь – с каким человеком ты общался, какие мысли к тебе пришли благодаря этому общению.
Я с подросткового возраста веду дневник, в котором обязательно ставлю дату и записываю какие-то свои мысли. Через какое-то время я это перечитываю и порой поражаюсь, что еще 10-15 лет другие люди говорили мне вещи, которые настолько актуальны именно сегодня. И я понимаю, что какие-то из них воспринимал, а к какие-то – к сожалению, нет, о чем сейчас можно только пожалеть. Поэтому могу только посоветовать людям в максимальной степени прислушиваться к словам и к советам тех людей, которых они считают для себя авторитетами.
— Если бы у вас была возможность в тот свой дневник внести несколько советов самому себе 20-летнему или 25-летнему, то что бы туда написали?
— Мне очень повезло, что, когда мне было 14 лет, отец сформулировал для меня три правила: общайся с успешными людьми, будь открытым и спрашивай, чем вы можете быть полезны друг другу. Так что это мне для самого себя вписывать в дневник было бы уже не надо, так как эти правила мне уже были известны раньше. А посоветовал бы я найти для себя ориентир, на который хотелось бы быть похожим – на какую-то компанию, на какого-то лидера. А второе напутствие, которое я бы дал себе молодому, звучало бы так: «Ты занимаешься бизнесом, и у тебя в кабинете висит карта города, области, страны. Купи себе глобус! Это поможет посмотреть на мир совсем другими глазами и увидеть все происходящее вокруг более масштабно».
«Применительно к себе к слову «наставник» отношусь осторожно»
— Если вернуться к вашему бизнесу, то была ли в компании за все эти годы ее существования в какой-то мере реализована тема наставничества? Нужна ли вообще, на ваш взгляд, такая идеология внутри предприятия?
— Я считаю, что обязательно нужна. И начинаться она должна с партнеров. Передавать им знания просто необходимо. Как только появляются новые единомышленники, новые партнеры, новые акционеры, нужно как можно быстрее передать друг другу знания, чтобы оказаться в одном информационном поле и избежать возможных ошибок. Это самая главная мотивация: передать знания, чтобы вместе стать сильнее. Приведу такой пример. В 1998-м году, как известно, в стране случился один из экономических кризисов. Мы с коллегами на тот момент не брали валютных кредитов, но у моих партнеров в момент кризиса возникла очень сложная ситуация, так как у них в контрактах поставка товара была привязана именно к валюте. Это было очень грустно, так как привело к большим дополнительным издержкам. И именно в тот момент я понял, что надо обязательно обсуждать с единомышленниками все важные моменты, рассказывать им какие-то базовые вещи, делиться опытом. Так что сейчас мы просто продолжаем эту линию, с помощью альянса «Со-Действие» выстраивая эффективную систему передачи знаний. Причем передавать их обязательно надо безвозмездно, потому что, если мы профессионалы в бизнесе и умеем зарабатывать деньги, то своими знаниями должны делиться как можно быстрее, чтобы вся среда вокруг нас становилась сильнее.
— Можете вспомнить момент, когда вы убедились, что эта идеология работает?
— На каком-то этапе в этом очень помогли отраслевые сообщества. Где-то в конце 1990-х и в начале 2000-х предприниматели в одном городе почти всегда относились друг к другу как конкуренты. И эта ситуация начала меняться именно в тот момент, когда начали появляться первые отраслевые объединения. Например, в 2006-и году был создан «Союз независимых сетей России», который объединил продовольственные сети со всей страны. И правило поначалу было очень простым: одна торговая сеть с региона, так что конкурентов друг другу мы не берем. И сразу по всей России в этот Союз объединились торговые сети с миллиардным оборотом, потому что это было выгодно. Тогда мы и стали понимать, что, находясь в разных регионах, можно получать огромную пользу из обмена опытом и информацией с людьми, которых могли назвать своими единомышленниками, которым доверяли.
— То есть в некотором смысле вы стали наставниками друг для друга?
— Именно так. Из 75 компаний, входивших с Союз, представители 16 взаимодействовали и дружили очень плотно. И у нас даже появилась система: мы сравнивали наши показатели по многим специальным экономическим и технологическим критериям, и у кого они были лучше – к тому приезжали в гости, чтобы прямо на месте перенимать опыт. Это было и полезно, и невероятно интересно!
— А в какой момент вы сами почувствовали, что можете быть наставником для других людей? В том самом профессиональном сообществе или позже?
— Тогда у меня совершенно не было чувства, что я для кого-то являюсь наставником. Это было естественное партнерское общение. Наверное, только когда мы в 2019-м году запускали первый форум «Со-Действие», появилось понимание того, что это надо делать очень массово и используя свой собственный профессиональный опыт. Хотя я до сих пор применительно к самому себе к слову «наставник» отношусь очень осторожно – считаю, что мы просто партнеры, которые делятся друг с другом своими знаниями и опытом. Иногда даже стыдно говорить, что я являюсь для кого-то наставником, так как в процессе общения я отдаю какие-то знания, но через вопросы и обратную связь и сам становлюсь при этом сильнее. Так что еще вопрос, кто для кого является наставником в большей степени.
«Успех там, где есть доверие»
— Сегодня существует много «помогающих профессий» — коучи, трекеры, консультанты. А есть наставничество или менторство, которое предполагает безвозмездную передачу опыта. В первом случае это зарабатывание денег. А в чем состоит главная мотивация человека во втором?
— Попытаюсь объяснить это таким образом. Давайте представим себе, что мы просто идем по дороге вперед. То, что слева от меня – это бизнес. Я умею заниматься бизнесом – там все технологично, все выстроено. Справа от меня – это семья, дом, род. Все деньги — в бизнесе, слева. Все счастье – в семье, справа. И не надо искать впереди – там, куда ты идешь – ни счастья, ни любви, ни попыток заработать. Когда ты отдаешь свои знания, свой опыт, то приобретаешь при этом огромное количество близких людей. И, конечно, именно с ними ты будешь делать какие-то новые проекты. Это будут не только бизнес-проекты, но и социальные, и благотворительные, и какие-то мероприятия. Меня очень сильно вдохновило, когда много лет назад один консультант сказал, что если бы в России уровень доверия между людьми был таким же, как в скандинавских странах, то наш ВВП вырос бы в 1,8 раза. И первые успехи нашей компании пришли в тот момент, когда я понял, что именно доверие является ключевым фактором, благодаря чему научился договариваться с людьми. И у меня еще не было ни одного случая, чтобы какая-то подобная договоренность не была выполнена. Соответственно, мы начали строить и первые альянсы, первые закупочные союзы, реализовывать первые кооперативные проекты – и все это оказывалось успешным именно потому, что внутри них было заложено доверие. Сейчас мы видим, что на рынке в нашей стране огромное количество ниш, что рынок свободен. И если люди будут помогать и доверять друг другу – результаты предпринимательской деятельности появятся намного быстрее.
Мотивация опытных предпринимателей в наставничестве — в том, что мы меняем среду вокруг себя. Наши дети могут не слышать каких-то наших советов, но при этом среда, в которой мы существуем, формирует наших детей. Мой сын, когда учился в Санкт-Петербурге, прилетал в нашу компанию на заседания совета директоров, на собрания акционеров. А когда закончил университет, то, посмотрев на все это, сказал: «Папа, мне это неинтересно». И выбрал для себя новую сферу бизнеса, но тоже в кругу людей именно из той среды, в формировании которой я принял участие. Он сам выбрал себе направление, и сам начал строить новые проекты.
— Насколько важно продлить эту цепочку наставничество и передачи знаний до «третьего поколения» — когда в этом процессе начинают участвовать уже те, кто сам в свое время получал их от своих наставников?
— У нас в компании очень давно повелась такая практика. Когда мы все были в текучке, в работе, и кто-то раз за разом обращался за помощью, то я говорил: «Хорошо, я тебе помогу, но обещай, что ты потом поможешь другим». И потом я прикреплял к нему 5-10 человек, которым уже он оказывал помощь. Получалось такое своеобразное групповое наставничество, и этот механизм стал работать просто шикарно. Сегодня мы многие подобные процессы уже автоматизируем, выстраивая высокотехнологичную систему передачи знаний. В ней все цепочки должны быть длинными, сплетаться между собой, благодаря формированию горизонтальных связей. Очень важно, когда такая коммуникация происходит именно группами, к чему постепенно придет наше предпринимательство. Когда человек один, то он в чем-то может быть очень силен, но при этом не наделен способностью хорошо передавать знания. А когда коммуникация идет группами, то в ней обязательно находятся и те, кто хорошо принимает знания, и те, кто их качественно «упаковывает», и те, кто отлично может их транслировать дальше.
В современном мире рынок меняется настолько быстро, что если мы не будем молниеносно передавать друг другу знания, а станем пытаться как-то упорядочить этот процесс, то информация просто-напросто устареет. Когда обмен информацией в сообществе происходит регулярно и максимально быстро, то именно такие предпринимательские объединения и альянсы стремительно развиваются и опережают других. Это можно сравнить с посещением спортзала. Если мы ходит туда регулярно, два раза в неделю, правильно питаемся, то неизбежно с нашей фигурой со временем что-то позитивное произойдет. То же самое в бизнесе. Правильное, ритмичное общение с коллегами, с партнерами и единомышленниками неизбежно приведет к изменениям в лучшую сторону.
Беседовала Ирина Карелина,
предприниматель, главный редактор журналов
«PRO Женщин» и «RYBAKOV»,
соорганизатор форума «Со-Действие».
Вступайте в телеграм-канал https://t.me/chelovekdelaclub