АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Дмитрий Кострыкин, куратор Единого центра документов:

Куратор Единого центра документов рассказал ЧД о том, как научился применять принцип авиаконструктора в бизнесе, в чем видит идеальный формат сотрудничества бизнеса и государства и где обнаружил свой главный мотиватор

Сейчас вы курируете один из крупнейших бизнес-проектов Петербурга. С чего должен начаться профессиональный путь, чтобы за несколько лет достичь этой высоты?

С хорошего образования – я закончил Академию гражданской авиации. Правда, с детства хотел быть милиционером. Но когда заполнял документы в университет, допустил ошибку, что-то не донес, в результате служба в полиции так и осталась детской мечтой, а работать я начал в авиационном менеджменте. После академии пришел в аэропорт на контроль пропуска пассажиров – отрывал посадочные талоны. Потом встречал и провожал официальные делегации, «крутил» самолеты на земле. Я был в восторге от работы. Аэропорт, в сущности, – большой конструктор, он состоит из разных ведомств, госорганов, таможенных служб, пограничников, фитосанитарного и ветеринарного контроля. И поскольку я по образованию инженер, мне этот принцип конструктора нравился. Затем моя карьера продолжилась в бизнес-авиации. Работая с частными самолетами, я познакомился со многими интересными значимыми людьми. Они особенно ценят свое время, поэтому вскоре в аэропорту появилась коммерческая услуга по встрече и сопровождению пассажиров через отдельный коридор. Это и был мой первый бизнес-проект.

Как вы попали в проект Единого центра документов (ЕЦД)?

Когда в компании «Форум» появилась концепция единого окна, меня пригласили запустить этот проект и развивать его дальше. На тот момент я со всех сторон изучил авиационный менеджмент и уже был готов заняться новым делом, да и предложение мне понравилось. Мы создали действительно инновационный для своего времени проект: огромная оборудованная территория с просторными залами для приема граждан, системами контроля доступа, парковкой, отличной инфраструктурой… Единый центр документов стал крупным агрегатором госуслуг еще до регулярной работы МФЦ (Многофункциональных центров – Прим. ред.) и портала госуслуг.

IMG_0907.jpg


Дмитрий Кострыкин родился 31.03.1981 г. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский университет гражданской авиации по специальности Инженер по организации авиационных перевозок. Будучи студентом с 2000 по 2008 гг. работал в ОАО «Аэропорт «Пулково» руководителем группы расчётов, позже – руководителем группы по развитию пассажирских услуг. С 2009 г. присоединился к проекту «Единый центр документов» сначала в качестве руководителя направления, позже в качестве развивателя перечня услуг и направлений бизнеса. С июля 2015 г. активно участвует в работе Фонда дзюдо им. Анатолия Рахлина. С 2016 г. курирует направление «ЕЦД» в Холдинговой компании «Форум».


Но мы пошли дальше, по сути, став трейдерами – профессиональными «покупателями» госуслуг. В этом качестве мы могли помочь людям быстро и правильно подготовить документы для сдачи в госчасть. Тогда, в 2008 году, было две проблемы: большие очереди и сложное оформление документов. Как вокруг любого дела, где творится неразбериха, вокруг получения документов всегда группировались мошенники, «решалы» проблем с очередью. Когда на наших площадях разместились паспортно-визовая служба и МРЭО, мы ввели систему электронных очередей, а проблему заполнения документов решали черезконсультации и профессиональную помощь. Чтобы быть компетентными и предоставлять услугу качественно, наши консультанты изучали все нормативы, требования к виду анкет на паспорта, на визы, сложные случаи. Правило «одного окна» было новаторским и эксклюзивным. Конечно, работали какие-то компании, которые пытались делать документыкомплексно, но им до мощностей ЕЦД было не дотянуться. В итоге наше предложение понравилось и чиновникам, и горожанам.

Так ЕЦД стал пионером ниши?

Мы стали первым интегратором госуслуг. Концепция оказалась выгодной для всех: бюджет сэкономил на инвестициях в размере около 15 миллиардов рублей, граждане экономили силы и время, мы оптимизировали производственные площади комбината им. Кирова, которые в кризис простаивали и генерили убытки. Сейчас часто спрашивают: как родилась идея? С одной стороны, это был бизнес-инсайт. Но, с другой стороны, инсайт подготовленный. Мы провели анализ рынка: половина города сталкивается с проблемой оформления документов, и только 40% россиян пользуются личным кабинетом на портале госуслуг. Оценили емкость сферы документооборота и составили «золотой набор» услуг для физических и юридических лиц. Сделали выводы и предложили людям помощь в оформлении документов в государственные органы и в консульства для получения виз.

А как с консульствами удалось стать партнерами? Это же, получается, международное сотрудничество?

Реализация идеи была простая и абсолютно рыночная: мы знали, что турагентства используют свои связи с консульствами, поэтому могут продавать услуги по оформлению виз. Мы вышли на переговоры с этими же консульствами и предложили заключить прямые агентские договоры, потому что за год от 200 до 800 тысяч клиентов проходят через ЕЦД, и они будут платить через нас госпошлину в бюджет иностранного государства-партнера. Консульства подумали и ответили «да». Таким образом, мы стали крупнейшим визовым центром города. Людям это удобно. Например, оформление документов в отдельные страны – в Америку, Канаду, Великобританию – действительно занимает время, и там велика цена ошибки. Мы умели профессионально и грамотно оформлять документы, боролись за каждый паспорт. С прецедентами работали в ручном режиме. В итоге нам есть чем гордиться: за восемь лет мы не получили ни одного отказа в выдаче визы.


Единый центр документов – многофункциональный современный комплекс в Санкт-Петербурге, на территории которого предоставляется более 2000 государственных и сопутствующих услуг. Центр функционирует по принципу «единого окна», предоставляя возможность совершать большое количество операций с документами в одном месте: здесь расположены федеральные и городские организации, которые на независимой основе соседствуют с частными организациями и предоставляют услуги гражданам. ЕЦД открыт в июне 2009 года и ежедневно принимает порядка 8000 человек.


Как устроен центр изнутри? Как эта махина функционирует?

Здесь в каждом тематическом направлении трудятся свои специалисты, над ними старшие администраторы. Работа посменная, мы подстраиваемся под график госорганов и не можем закрыться, когда они работают. Над старшими администраторами стоят руководители направлений, от них зависит, как распределить нагрузку, чтобы люди быстро проходили нашу часть и попадали в госчасть.

В самом начале моей задачей было разгрузить улицу от очередей за талонами, вообще организовать логистику таким образом, чтобы человек провел у нас времени как можно меньше, а пользы получил как можно больше. Потому и система мотивации наших сотрудников устроена определенным образом – им выгодно хорошо работать: оказал больше услуг – молодец, нет возврата по документам – получи премию.

Как вы видите свое развитие в проекте?

Сегодня мне абсолютно понятна модель лидерства в бизнесе, и есть интерес к модели государственного управления. Вообще, я уверен, что идеальный чиновник – это такой «универсальный солдат», который знает проблемы бизнеса, задачи государства, понимает инновационные модели управления и хочет быть полезен обществу. Правильная власть должна быть родом из бизнеса. Контроль и свобода – две реперные точки в отношениях между бизнесом и государством. Многие думают, что деньги – это и есть свобода. Нет, деньги не гарантируют тебе ничего, ни физической, ни духовной свободы. Лично мой мотиватор для деятельности – интерес и масштаб пользы от работы. Сегодня мне интересно работать на общество.

Идеальным форматом, совмещающим интересы бизнеса и государства, считаю государственно-частное партнерство (ГЧП). Очень правильная идея брать деньги там, где они есть, и решать государственные задачи, потому что бюджетные средства должны тратиться на нужды общества. ЕЦД и создавался как пример ГЧП, мы потратили неподъемные для бюджета города средства, чтобы реализовать правило «одного окна». Сегодня стоит вопрос о создании государственного миграционного центра. Надо понимать, что бюджет города больше зарабатывать не станет – те же 6–7 миллиардов рублей в качестве НДФЛ от иностранного гражданина. А инвестиции в строительство центра составят не меньше 4–6 миллиардов рублей. Мы готовы их взять на себя и возвращать в долгосрочном периоде за счет стоимости оформления документов, как это происходит в ЕЦД.

При такой рабочей загрузке у вас остается свободное время? Чему его посвящаете?

Время – оно все свободное, а вот как правильно его использовать, решает каждый сам. Мне интересно работать – я работаю. Интересно заниматься общественными задачами – я вхожу в попечительский совет Фонда поддержки и развития дзюдо имени Анатолия Семёновича Рахлина, легендарного тренера, по-настоящему великого человека, пережившего блокаду, воспитавшего не одного именитого спортсмена, и не только спортсмена. Вместе с Михаилом Рахлиным мы воплощаем в жизнь мечту его отца: чтобы в Петербурге появился Центр дзюдо с современной учебно-тренировочной базой, доступный для всех, кто увлекается этим видом единоборств. Надеюсь, через пару лет наша общая мечта осуществится.

У вас очень хорошие установки, личные правила. Кто был учителем?

Безусловно, мой отец. Он научил меня правильно относиться к ошибкам, не бояться их. Лучше много раз ошибаться в мелочах и научиться поступать правильно, чем ошибиться один раз по-крупному, упорствуя в своей позиции и не понимая, чего от тебя требует контекст «здесь и сейчас».

И еще одно правило отца мне очень помогает в жизни: чтобы достичь чего-то в любом деле, изучи его с «первого этажа», с «земли». Так я и поступаю в каждом проекте, в каждом деле.


Интервью: Светлана Морозова
Фото: Юрий Цой

Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #4 (18), сентябрь-октябрь 2017