АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Бурч Баккал, управляющий партнер компании ProliftR

Управляющий партнер компании ProliftR Бурч Баккал рассказал о том, зачем турку открывать семейный бизнес в Рязани, почему в России перспективны лифты, как можно обеспечивать европейское качество по ценам ниже, чем у конкурентов, и чему научился у тестя

Бурч, как вам в русском бизнесе?

Мне очень нравится. Во-первых, в России честные люди: если мы пожали руки, это означает, что договор в силе. Во-вторых, если ты здесь делаешь дело, ты зарабатываешь деньги. В Турции как: человек зашел в парикмахерскую, ему понравилось, он открыл на этой же улице свой салон, следом кто-то понял, что это выгодно, и открыл еще один салон, в результате через полгода вся улица состоит из парикмахерских: много конкурентов, мало денег. В-третьих, в России клиент не плачет из-за цены, которую ты даешь, а в Турции будут выбивать минимальную – за которую тебе уже неинтересно работать.

Что касается отрасли, то в Турции работают 500 лифтовых заводов. В России – всего 23. В Турции 4200 заводов, производящих лифтовые запчасти, в России их вообще нет. Поэтому мне нравится здесь и жить, и работать.

Ваш карьерный путь – пример вертикального роста свыходом на международный рынок. Как это получилось?  

Никогда так не думал об этом. Правильнее будет сказать, что мы открыли семейное дело в России, но родом наш бизнес из Турции. Головная компания Prolift находится в Турции в Бурсе. Это самое большое производство лифтов в Европе. Здесь на заводе несколько лет я занимался логистикой, организовывал поставки продукции по всему миру. Когда в России началась программа реновации зданий, мы поняли, что открывается огромный рынок с большими объемами. Владелец завода Prolift Бахтияр Каракоч– мой друг, поэтому я пошел к нему с предложением: давай вместе двигаться в Россию, откроем там представительство. Он обдумал идею, все взвесил и дал добро: так я стал управляющим партнером Prolift R, а на должность генерального директора пригласил своего тестя Олега Вячеславовича Шатрова.

Когда вы открылись в России?

Мы работаем с 2019 года. Зашлипо линии реновации лифтов и продолжили работать с коммерческими предприятиями. Находимся в Рязани, здесь у нас большой склад и команда из 15 человек. На текущий момент Prolift R продает лифты. В составе компании работает «Prolift R-Сервис» – подразделение, отвечающее за доставку, установку и обслуживание продукции. А в генеральном плане у нас открытие своего завода в России, хотим запустить полноценное производство лифтов. Сейчас ищем подходящее место в Рязани или в радиусе 30 километров от города.

Вы занимались логистикой, а потом взялись за задачуоткрытьбизнес. Почему турецкий партнер вам доверился?

Во-первых, я хорошо знаю дело, хорошо знаю бизнес компании. Во-вторых, я турок, говорящий по-русски. Снять языковой барьер в деловых коммуникациях очень важно. В-третьих, с Россией у меня многое связано, у меня русская жена, дети. И как я уже сказал, мы с тестем открыли семейное дело, то есть отвечаем за него своей репутацией. Таким и было условие партнера: если я буду жить в России, он готов открыть здесь свое представительство.

Расскажите о Бахтияре Каракоче. Кажется, это выдающийся бизнесмен.

Я называю Бахтияра «профессором по лифтам». Он начинал с того, что сам монтировал лифты: с 17 лет работал в шахтах, потом был механиком на заводах. В 28 лет вернулся в родной город Гиресун и открыл небольшое производство – на два лифта в месяц. Производил, продавал, вкладывал деньги в расширение линий, в новое оборудование.За пару лет пришел к выводу, что рациональнее будет сосредоточиться на лифтовых дверях. Разработал свой дверной замок, вышел с этим устройством на выставку. Там проект высоко оценили, поступило несколько заказов на экспорт. Вот так постепенно, по шагам за 10 лет он вырос сам и вырастил свой бизнес. Когда объем выпуска достиг 30 тысяч лифтовых дверей в год, предприятие переехало в Бурсу. И на новой площади мы смогли открыть полный цикл производства лифтов. БахтиярКаракоч – грандиозный предприниматель. О таких пишут книги с историями успеха.

Чему вы научились у Бахтияра?

Каждый день в 6-7 утра Бахтияр уже на своем заводе. Он приходит первым и начинает работать. Это его принцип и его пример для каждого сотрудника.

В делах он абсолютно честен. Даже если в спорной ситуации с лифтами или дверьми не прав заказчик, Бахтияр делает замену за свой счет.

И еще: Бахтияр влюблен в свой завод. Это для него настоящее дело жизни.

В России ваш ближайший соратник – тесть. Как поделены ваши функции и задачи?

Олег Вячеславович занимается операционной деятельностью. Все главные и финальные решения за мной. Когда речь идет о критически важном вопросе, то мы совещаемся и принимаем совместное решение. Мой тесть – человек мудрый, опытный. Он металлург, долгое время работал на предприятии по переработке свинца.Потом состоялся в собственном бизнесе. А я человек горячий, взрывной. Мы дополняем друг друга. Мне очень комфортно работать в семейном бизнесе. Все, что происходит в делах, оставляем там, не несем домой. Это сильная позиция, и я рад, что нам удается ее придерживаться.

Какие предпринимательские качества Олега Шатрова вам нравятся?

Он любит риск, всегда готов бороться, доводит дело до конца. Он не унывает, не бросает начатое, не опускает руки. И главное – я могу ему полностью доверять.

Почему Рязань, а не Москва?

Потому что здесь больше бизнес-возможностей. Я быстро понял, что лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким человеком в большом городе.

Каких объемов достиг бизнес за 2 года?

Для местного рынка наша продукция новая, поэтому мы развиваемся планомерно: продаем лифты какой-либо одной строительной компании, она их 6 месяцев испытывает, убеждается в безопасности, начинает нас рекомендовать другим застройщикам и девелоперам. Лифты доставляем морем из Бурсы в Новороссийск, затем фурами везем на склад и далее по объектам. В месяц у нас загружается примерно пять фур. Сейчас мы выполнили заказ на пятнадцать лифтов для крупнейшей онкобольницы Рязани. География наших поставок распространяется на Москву, Казань, Чебоксары, Брянск, Омск.Цель на этот год – продать 100 лифтов (уже продали 60). На 2022 год планируем продать 300 лифтов.

Морем доставлять дешевле?

Морем – это быстро и точно. Я знаю, что через 4 дня лифты будут в России.

У Prolift типовые лифты или можете выполнять эксклюзивные заказы?

Мы можем выполнить любой заказ. На заводе у нас три итальянские линии – самые технологичные на данный момент. Можем произвести от самой дешевой до самой дорогой модели, от окрашивания до декоративной отделки, от закрытой до панорамной конструкции. По сертификату мы изготавливаем лифты грузоподъемностью до 3 тонн без машинного отделения. Наши грузовые лифты поднимают до 5 тонн. У Prolift собственное производство ловителей, ограничителей скорости, ремней безопасности. Производственная мощность составляет 5 тысяч комплектных лифтов и 160 тысяч лифтовых дверей в год. Поставки осуществляются в 52 страны мира.

А российский рынок на этом фоне как выглядит?

Смотрите, в России в этом году у нас будет продано 100 лифтов, в Азию – также 100 лифтов, в Алжир – 650 лифтов, в Европу – 150 лифтов. То есть Россия с планами 300 лифтов на следующий год выглядит очень перспективной.

Компании Prolift в Турции уже 20 лет. Как за это время менялся завод?

16 лет из этих двадцати мы занимались производством дверей для лифтов и занимали 70% турецкого рынка. Затем переехали в Бурсу, игород открыл новые возможности для логистики. У нас здесь появилось 20 тысяч квадратных метров собственной земли вместо шести прежних. С одной производственной линии мы смогли расшириться до трех. Сейчас купили еще 20 тысяч «квадратов» рядом с заводом и начинаем производить лебедки. Мы выросли настолько, что можем обеспечивать полный цикл от «А» до «Я». В 2025 году планируем выйти на IPO.

Кто ваши главные глобальные конкуренты?

Это китайцы и турки. В Европе конкурентов нет, так как их цены на порядок выше. В России конкурентов нет, потому что при похожей цене качество ниже.

В чем преимущество ваших лифтов?

Главное, что нужно знать о бренде Prolift: мы даем европейское качество по цене китайского лифта. Гарантия на наши лифты составляет 5 лет, на запчасти – 10 лет. В среднем, наш лифт на 5% дешевле аналогов на рынке. Это возможно благодаря мощности заводских производственных линий и отлаженному технологическому процессу.

И даже логистические расходы не влияют на стоимость?

Логистика из Турции в Россию недорогая. У нас примерно по 5 фур с лифтами ежемесячно прибывают на склад и объекты. В каждой фуре по 5 лифтов. Одна фура стоит 3500 долларов, то есть удорожание одного лифта составляет всего 700 долларов.

А доля импорта?

Доля импорта составляет 26%. В российской продукции тоже высокая доля импорта. В этой части ценообразование у всех примерно одинаковое. Посмотрите на китайские лифты: они дешевые, несмотря на логистику и НДС. Так что мы на рынке чувствуем себя хорошо.

Ваши основные заказчики?

Это строительные компании, проектные офисы и монтажные организации.

Что обычно беспокоит покупателей?

Первое – это режим оплаты. Я нашел идеальную формулу: получаю 50% предоплаты, а оставшуюся часть – только после передачи лифтов.

Второе – спрашивают склад, так как у лифтов много расходных материалов. Если у тебя нет детали за 10 евро, ты можешь ждать запуска своего лифта месяцами. Поэтому важно наличие склада деталей. У нас в Рязани большой склад с запчастями и расходными материалами. И по опыту в логистике я знаю, что надо постоянно обновлять «ассортимент», что мы и делаем.

А по поводу качества не переживают?

Нет, потому что нержавейка – везде нержавейка. Никто из компетентных производителей не скажет, что его лифты самые качественные. Зачастую все зависит от монтажника: ты привез хороший лифт, а установил его плохой монтажник, – лифт ходить не будет.

У нас есть ответственный за прием и поставку товара: он принимает лифты, проверяет, убеждается, что все в порядке, и только после этого отправляет клиенту.  У нас есть прекрасный шеф-монтажник, который отвечает за монтаж. Он контролирует весь процесс установки, и, пока идет наладка, 2-3 раза бывает на площадке. Сейчас мы хотим свой сервис вырастить до пяти сотрудников, так как объектов становится все больше. Думаю, в декабре этого года планы будут реализованы.

Какой лифт сегодня технологически актуален?

Мы продаем лифты без машинного отделения, потому что это устаревшая технология. Машинное отделение хорошо для монтажной организации, а для строительной – нет: такие варианты тратят больше энергии, производят больше шума. Иногда машинные отделения запрашивают в целях экономии, в таком случае мы на ту же сумму устанавливаем лифт по новой технологии.

У нас нет скоростных лифтов – максимальная скорость наших моделей абсолютно комфортная: 1,6 метров в секунду.

Дизайн лифтов Prolift выполнен на уровне бизнес-класса даже в эконом-моделях. Панель управления в кабине состоит из современного экрана и кнопок, которые мы специально заказываем. Для Москвы, например, сейчас готовим заказ – лифты с золотыми кабинами и 10-дюймовыми экранами. Такие кабины можно использовать как шоурумы.

Когда вы заходите в лифт в каком-либо здании, что думаете?

Я сразу смотрю на дверной механизм: быстро или медленно открывается. Отмечаю работу лифта: быстро ли останавливается, какие звуки издает. Изучаю, как установлены направляющие. Чувствую толщину кабины по тряске или ее отсутствию. В общем, профдеформация присутствует.

Чем вы увлекаетесь, кроме лифтов?

У меня трое детей – сыновья (12 лет и 4 года) и дочка (3 года). Семья – мой главный интерес. Я хотел бы проводить с близкими больше времени, наблюдать, как растут дети. Пока это получается не в том объеме, как мечтаю.

Я люблю языки: турецкий родной, английский в совершенстве, русский неплохо знаю благодаря жене, хочу изучить арабский. Играю в теннис, планирую заняться гольфом. Кроме того, я профессионально играю в баскетбол. Уже нашел в России для себя подходящую любительскую баскетбольную компанию.

Знаю, что вы также занимаетесь благотворительностью.

Да, наша компания и Ассоциация молодых турецких предпринимателей (TUGIAD)поддерживает проект «Мир уникальных геймеров». В этом году в марте мы провели первый Международный инклюзивный турнир по киберспорту FIFA 2021 Россия-Турция. Это было замечательное событие для ребят из двух стран. Я считаю очень важным поддерживать такие события, так мы делаем мир открытым не только для детей, но и для общества в целом.