АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Айзек Азимов, писатель:

Родившийся в России (в местечке Петровичи, ныне – Смоленская область) американский писатель, автор около пятисот книг, художественных (прежде всего – в жанре научной фантастики) и научно-популярных (от астрономии и генетики до истории и литературоведения), популяризатор науки, биохимик, сооснователь Комитета скептических расследований – о задаче организатора и робких душах.

Я раб привычек. Как только я привыкаю к установленному мною распорядку, я не могу от него отказаться. Некоторые склонны к переменам, я – нет. Это кажется странным. Но в моем воображении я путешествую по Вселенной на кораблях, которые движутся быстрее света.Есть робкие души, которые ни за что не посмеют критиковать еду, если не они за нее платят. Представим себе самое примитивное сообщество. Даже в нем на повестку дня встанет вопрос о специализации. В число умельцев попадут люди, которые разбираются в лекарственных растениях, специалисты по разведению скота и умелые огородники.

Увеличивая численность общества, мы, по необходимости, должны включить в список специалистов самого главного человека – племенного вождя. Сам он может не работать, но свою общественную задачу он выполняет, организуя работу других. Он определяет очередность дел, решает, что и когда должно быть сделано и какую работу, напротив, надо прекратить. Он улаживает ссоры и, если надо, силой принуждает стороны к миру.  

По мере роста численности общества задача организатора усложняется в большей степени, чем задачи любых других специалистов.

 

Граждане большого современного города стали настолько специализированными существами, что окажутся беспомощными, если их предоставить самим себе.

 

Человек, который комфортно чувствует себя в большом городе, который выполняет свои специализированные функции и зависит от разветвленных служб мегаполиса, – контролируемый другими, такими же специализированными, но по другому профилю гражданами, дойдет до животного состояния и погибнет, если окажется на месте Робинзона Крузо.

 

Руку или ногу можно отделить от туловища, но при этом человек не всегда лишается жизни: она, по сути, не изменяется, хотя такая травма может физически значительно изуродовать человека. Другое дело – дыхание. У мертвеца есть и руки, и ноги, присущие живому человеку, но у него нет дыхания.

 

Не удивительно, что корень слова «дыхание» стал во многих языках обозначением сути жизни, или того, что мы должны называть душой.


ИСТОРИЯ


Азимов – новатор в науке и литературе; многие придуманные им термины прочно вошли в английские и другие языки: robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей). Но в жизни Азимов был страшным консерватором, редко выходящим из дома. Когда компьютерный журнал заказал великому писателю-фантасту рассказ о том, как он использует возможности персонального компьютера, Азимов ответил, что до сих пор печатает на пишущей машинке. Тогда из редакции журнала писателю прислали компьютер в подарок. Азимов прочитал все инструкции, заявил, что они написаны на непонятном языке: «Полагаю, что это одна из моих причуд. Я написал сотни книг обо всех областях науки и могу изложить самые трудные концепции простым и ясным языком. Но это вовсе не значит, что я чувствую себя как дома с настоящими техническими устройствами. Правда, я могу работать на пишущей машинке, но помимо этого все серьезные технические починки по дому, вроде замены электрической лампочки и работы с отверткой, делает моя жена». И продолжил печатать на машинке. В один прекрасный день Азимов решил вернуть устройство обратно, но вдруг почувствовал к нему какую-то жалость. Он решил предпринять еще одну попытку, включил машину, и неожиданно, без всяких предупреждений, все заработало! «Машина терлась головой о мою ногу и мурлыкала», – вспоминает писатель. С тех пор он стал писать книги в два раза быстрее.


Текст: Олег Горелов
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №4 (22), сентябрь-октябрь 2018