Антонио Гауди, каталонский архитектор:
Испанский (каталонский) архитектор – о сути творчества как воссоздания природы и об оригинальности как возвращении к истокам.
Своим хорошим пространственным воображением я обязан тому, что я сын, внук и правнук кузнецов. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь, а другой – моряк, а это тоже люди пространства и расположения. Все эти поколения дали мне необходимую подготовку.
Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе.
Люди делятся на два типа: люди слова и люди действия. Первые говорят, вторые действуют. Я из второй группы. У меня нет средств, позволяющих выразиться адекватно. Я никому не смог бы объяснить свои замыслы. Я их не конкретизирую.
У меня никогда не было времени размышлять о них. Я все время работал.
Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает. Он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем.
Останутся надолго только те, кто трогает сердца людей.
Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям.
Художникам не нужно делать памятников, потому что они уже созданы их трудами.
Чем совершенней формы, тем меньше декоративной отделки они требуют
Элегантность – сестра бедности, однако не надо путать бедность с нищетой.
Величайшее свойство произведения искусства – гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создает рельеф и украшает.
Архитектура – это создание порядка света. Архитектура создает органические структуры. Эти органические структуры должны подчиняться законам природы. Архитекторы, не осознающие действия этого закона, создают глупости, а не произведения искусства.
Природа – не геометр, а ваятель.
Оригинальность – это возвращение к истокам.
Оригинальное – это то, что новыми средствами прокладывает путь к простоте первоначальных решений
Я могу сделать лестницу за три недели, но мне понадобилось бы двадцать лет, чтобы вырастить такую сосну.
ИСТОРИЯ
Когда Гауди обвиняли в медленном течении работ, он отвечал: «Мой заказчик (то есть Бог) не торопится». Как-то один епископ спросил Гауди, почему он так беспокоится об отделке шпилей – ведь никто не увидит их. «Монсеньор, – ответил Антонио, – их будут разглядывать ангелы».
Только в редких случаях Антонио Гауди позволял себе прислушиваться к мнению заказчика и выполнять его требования или просьбы. Но чаще всего лишь собственное эстетическое чутье было проводником зодчего на пути к созданию совершенного произведения. В 1901 году, во время оформления интерьера дома Кастель дос Риус, он спроектировал музыкальный зал небольшого размера. Когда хозяйка стала сомневаться, сможет ли она разместить там рояль, Гауди сердито ответил: «В таком случае играйте на скрипке».
Текст: Олег Горелов
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #7 (25), май-июнь 2019