Рей Кавакубо
Рей Кавакубо — радикальная авангардистка, кумир дизайнеров и глава концептуального модного дома Comme des Garçons – о свободе, гневе и «подпольных» магазинах.
Как я стала дизайнером? Все произошло само собой. Я работала стилистом в рекламном агентстве и не могла найти ничего интересного для съемок. Поэтому и стала делать собственную одежду. Кроме того, мне было важно самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Начинаю я всегда с того, что забываю все, что делала раньше, и игнорирую созданное другими. Меня может вдохновить что угодно – случайная фотография, человек на улице, даже выброшенный в мусорку предмет. Через одежду я выражаю гнев, надежду – эмоции, которые захватывают меня. Наверное, именно этот процесс люди считают концептуальным – исторические или географические мотивы не лежат в основе ни одной из моих коллекций.
Сегодняшняя мода не вызывает у меня восторга: боюсь, людям уже не так нужна привлекающая внимание одежда, не много осталось моих единомышленников. Огонь творчества угасает; энтузиазм, страстное желание перемен и охота разрушить существующий статус-кво ослабевает. Все как будто перегорели – людям нужна дешевая и простая одежда, им хочется быть как все, не выделяться.
Я СТАРАЮСЬ СОЗДАВАТЬ ОДЕЖДУ, КОТОРАЯ НИКОГДА ЕЩЕ НЕ СУЩЕСТВОВАЛА
Работать, когда твоей целью является поиск чего-то нового, трудно. Всегда было трудно. Создать что-то, что вызовет у людей чувства, невероятно сложно. Ощущаешь огромное давление, но зато следуешь своей цели.
Я никогда не считала себя художником. Все эти годы я пыталась внести в бизнес творческое начало. Первое, единственное и по-настоящему важное решение, которое я приняла: сначала создать то, чего раньше не было, а затем воплотить это в продаваемую форму. Я не могу разделить свою работу как дизайнера и как бизнесмена – для меня это одно и то же.
Comme des Garçons – это не только одежда. Помимо дизайна я создаю образ компании в целом. Атмосфера, пространство и магазины, печатные материалы – все играет решающую роль. Расположение логотипа на странице, ширина двери в магазине, толщина каймы на платье – все одинаково важно. И все должно быть подчинено единой системе ценностей, эстетически интересной, новой, бросающей вызов устоявшимся представлениям и предвзятым идеям.
Для расширения бизнеса мы должны задействовать все виды стратегий. Одно из основных направлений – поиск новых форм творчества. Как, например, мультибрендовые бутики Dover Street Market по всему миру, гибрид музея и магазина Trading Museum в Токио, совместный проект с японским дизайнером бытовых предметов Кенмеем Нагаокой… В сотрудничестве с H&M мне было интересно посмотреть, как будет выглядеть Comme des Garçons в форме товаров массового производства. Больше я так экспериментировать не собираюсь, но успех коллекции был огромным – она очень понравилась нашим молодым клиентам.
За последние пять лет с помощью партнеров не из мира моды мы открыли 37 «подпольных» магазинов в заброшенных помещениях. Это совершенно новый подход к розничной торговле: мы сотрудничаем с людьми, далекими от моды, магазин открывается только на год и сумма денег на его обустройство ограничена. А как растут продажи – притом, что мы всего лишь распродаем остатки, которые лежали бы на складе!
Сама я люблю магазины в аэропортах, потому что на шопинг у меня нет времени.
Совместные проекты бессмысленны, если строятся по формуле «1 + 1 = 2» – и не более того. Я предоставляю Джуниа и Тао (дизайнеры Comme des Garçons Джуниа Ватанабе и Тао Курихара– Chief Time) полную свободу действий при создании их собственных коллекций. В их работе обязательно присутствуют ценности нашей марки, но результаты я вижу только в день показа. Без доверия ничего бы не получилось.
Comme des Garçons всегда жила в своем ритме, и собирается продолжать в том же духе. Кризис не бьет по нам так, как по большим компаниям, у которых одна цель – сделать одежду, которая будет продаваться. Экономика никак не связана с творчеством, которое было и остается для меня самым главным. Я всегда шла туда, где еще не была, без оглядки на биржевые графики.
Текст: Зоя Лисина
Материал опубликован в журнале Chief Time#15, апрель 2012 год