Вагит Алекперов
ШАНС ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Известнейший предприниматель России, глава нефтяной компании «Лукойл» стал главным героем нашего премьерного номера. Воспользовавшись случаем, мы не задавали Вагиту Алекперову привычные вопросы о его нефтяном бизнесе, а затронули актуальную и необычную тему социального предпринимательства.
Каково ваше личное отношение к такому явлению, как социальное предпринимательство?
В 2007 году мною был учрежден Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который я субсидирую исключительно из личных средств. Фонд способствует развитию социального предпринимательства в нашей стране.
Полученные результаты превзошли мои ожидания и первоначальный сдержанный оптимизм. За восемь лет социальное предпринимательство в России прошло большой путь, в других странах на это уходили десятилетия.
Главные принципы, которые мы используем при принятии решения о поддержке социально-предпринимательского проекта: выраженная социальная миссия, финансовая устойчивость, возможность применения в других регионах, инновационный способ решения социальной проблемы.
Социальное предпринимательство в России пока воспринимается как забава сильных мира сего или безнадежные проекты борцов за светлое будущее. Какие формы оно должно принять в нашей стране?
Думаю, ваше мнение по поводу социального предпринимательства излишне пессимистично. Социальное предпринимательство в России развивается вполне успешно в рамках общемировых тенденций. Это довольно просто объясняется, так как социальные предприниматели в нашей стране и за рубежом очень похожи в своем мировосприятии и целеполагании. Разница только в проблемах, которые берутся решать социальные предприниматели. В нашей стране это, в первую очередь, дошкольное образование, организация досуга детей и взрослых, социальная и медицинская поддержка больных и инвалидов, в том числе инватуризм. В зарубежных странах – это борьба с голодом и нищетой, решение экологических проблем, социальная адаптация бездомных и людей, преступивших закон.
По моему мнению, организационно-правовые формы социальных предприятий могут быть любыми: от индивидуального предпринимателя до закрытого акционерного общества. Сегодня в нашем социальном бизнесе много семейных предприятий. Возможно, в недалеком будущем станут популярными кооперативы – эта организационная форма имеет в России давние, укоренившиеся традиции.
Социальные предприятия могут работать в любой сфере деятельности. В настоящее время я с удовлетворением отмечаю рост числа экологических и молодежных проектов, а также проектов в области «серебряной экономики».
Вагит Алекперов родился 1 сентября 1950 г. в Баку. В 1974 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «Горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений». С 1987 г. – генеральный директор производственного объединения «Когалымнефтегаз». Далее заместитель и первый заместитель министра нефтегазовой промышленности СССР в 1990–1992 гг., президент нефтяного концерна «Лангепасурайкогалымнефть» (1992–1993 гг.), президент и совладелец крупнейшей нефтяной компании России «Лукойл» с 1993 г. Вагит Алекперов – доктор экономических наук, действительный член Российской академии естественных наук.
Какие задачи вы ставите сейчас перед вашим Фондом? Как они изменились с момента старта проекта?
На момент старта перед Фондом стояли две основные задачи: поиск социальных предпринимателей и популяризация социального предпринимательства. Мы стремились донести идеи социального предпринимательства до правительственных учреждений, региональных органов власти, познакомить с ними широкие слои населения. Все эти задачи успешно решены. Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель» организован в непрерывном режиме, само явление широко обсуждается на самых разных правительственных уровнях, некоторые регионы объявили социальное предпринимательство приоритетом своего развития.
Основная задача, стоящая сегодня перед Фондом и теми, кто поддерживает социальный бизнес в России, – законодательное закрепление термина «социальное предпринимательство». Необходим четкий организационно-правовой статус и консолидация усилий. Кроме того, на повестке дня – создание системы сертификации социальных предприятий и специализированной сети для реализации их продукции. Уже сегодня на полусотне АЗС компании «Лукойл» действует проект «Больше чем покупка!», в рамках которого реализуются товары, произведенные российскими социальными предпринимателями. Также актуальным направлением нашей работы является просветительская деятельность и создание универсальной образовательной программы по социальному предпринимательству.
ВТОРОЕ ПРАВИЛО – ДЕНЬГИ, ДАЮЩИЕСЯ ДАРОМ, РАЗВРАЩАЮТ
Какое участие в деятельности Фонда принимаете вы лично? Какие проекты вызывают у вас наибольший интерес?
Я участвую в работе Фонда как учредитель и член Общественного и Попечительского советов Фонда. Попечительский совет рассматривает проекты, заявленные на конкурс «Социальный предприниматель»: я лично знакомлюсь со всеми социальными предприятиями, поддержанными Фондом. Живое общение с их авторами происходит на церемониях вручения Премии, мероприятиях, посвященных Международному дню социального бизнеса, слетах социальных предпринимателей. Так что я активно вовлечен в работу Фонда и принятие всех важных решений.
Говорить о том, какой из 133 проектов, поддержанных Фондом за восемь лет, мне наиболее интересен, очень сложно: каждый из них достоин уважения. Тем не менее, для одного проекта сделаю исключение.
В сентябре 2014 года я посетил «Городской гериатрический пансионат «Опека» в Санкт-Петербурге, который был открыт при финансовой помощи Фонда. Пожилые люди, проживающие в пансионате, получают хороший уход, качественную медицинскую поддержку, при необходимости проходят курс реабилитации. При этом постояльцы пансионата продолжают жить полноценной жизнью, не чувствуя себя обузой для родных и близких. Я считаю, сегодня необходимо максимально широко тиражировать подобные проекты.
Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» создан в 2007 г. по инициативе Вагита Алекперова с целью развития социального предпринимательства на территории России. Фонд ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов и способствует их эффективной реализации на практике. За восемь лет работы в рамках Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель» Фонд поддержал 133 проекта в сфере социального предпринимательства из 47 регионов на общую сумму 297 544 780 рублей.
Есть мнение, что «БлагоТворительность» (в понимании «творить благо») – это наиглавнейшая задача бизнеса. Согласны ли вы с такой формулировкой?
В классической капиталистической схеме основная социальная задача предпринимателя – честно платить налоги государству, которое само решает, куда направить полученные средства. В этой парадигме благотворительность и социальная ответственность являются личным выбором бизнесмена. Однако желание государства и социума строить общество, основанное на принципах социальной справедливости, предъявляет к экономике более широкие требования.
Сегодня крупный бизнес осознает, что важно не только зарабатывать – важно помогать другим. Я считаю, что закрывать глаза на существующие в обществе проблемы безответственно. Безответственно по отношению к своему делу, к людям, которые работают с тобой, и к судьбе страны, как бы высокопарно это ни прозвучало. Как бизнесмен я уверен, что инвестиции в решение социальных проблем стратегически оправданны и необходимы. Они создают условия для сохранения стабильности государства и общества.
Для себя я очень четко разделяю понятия «благотворительность» и «социальное предпринимательство». Не умаляя значения классической благотворительности, которой я и мои коллеги занимаемся и будем заниматься, считаю наиболее эффективным вложением в социальную сферу передачу возвратных средств в руки ответственных социальных предпринимателей. Сегодня для Фонда «Наше будущее» такая деятельность является приоритетной, мы позиционируем ее как наиболее перспективное направление финансирования социальной сферы.
От чего вы отталкиваетесь, принимая решения?
Личный опыт давно убедил меня, что принципы принятия решений не могут быть универсальными. Универсальность предполагает неизбежный отказ от рассмотрения всех аспектов проблемы, особенно тех, что кажутся сейчас второстепенными. При этом их игнорирование сегодня может в будущем привести к непоправимой ошибке. Очень многое зависит от конкретной ситуации, условий и обстоятельств, в которых принимается решение. Тем не менее, любое решение должно быть основано на соблюдении законов государства, соответствии существующим моральным и нравственным нормам, не должно иметь своей целью причинение вреда или ущерба другим людям.
В РОССИИ НЕОБХОДИМО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕРМИНА «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
Как вы сейчас определяете для себя свое предназначение (свою миссию)? В чем отличие от того, как вы это понимали и принимали для себя 10–15 лет назад?
Уже много лет назад я знал и понимал, что успешная предпринимательская деятельность в России всегда воспринималась не как источник наживы, а как миссия, возложенная на тебя судьбой. В соответствии с ней поступали представители промышленных и торговых купеческих династий, открывая учебные заведения, музеи и театры, детские сады, библиотеки и школы для бедных.
Моя ситуация в этом смысле не является исключением. Я ощущаю свою миссию в огромной ответственности за судьбы 150 тысяч сотрудников компании «Лукойл» и достойную жизнь членов их семей. Я чувствую ответственность за поддержанных мною социальных предпринимателей и людей, для которых оказываемые ими услуги и производимые товары являются предметами первой необходимости. Я чувствую свою ответственность за мою Родину, ее процветание и развитие. Надеюсь, что мне удастся сделать еще многое.
Назовите, пожалуйста, три ваших главных жизненных правила.
Если говорить о правилах применительно к теме нашей беседы, то главное, как бы высокопарно это ни прозвучало, помогать людям. В первую очередь я говорю здесь о помощи, которая направлена на создание качественных условий жизни, на решение конкретных социальных проблем. Такой подход стал неотъемлемой частью моей работы, моей жизни еще со времен Западной Сибири.
Второе правило – деньги, дающиеся даром, развращают. Это касается не только «легких» денег в общепринятом понимании, но и отчасти темы благотворительности и грантов. В мировой истории и литературе есть множество примеров, показывающих, что деньги, за которые не надо отвечать, не идут во благо.
Третье правило – поддерживать новое. Начинающие предприниматели, особенно в первый год работы, нуждаются в помощи, не только финансовой. Социальные предприниматели берут на себя решение острых общественных проблем, поэтому они вдвойне достойны поддержки.
Какой урок из последних лет вы считаете наиболее полезным для предпринимательства России?
Любые уроки полезны тому, кто умеет делать из них правильные выводы. Мне кажется, что сегодня главный урок мы должны извлечь из политики, осуществляемой Западом по отношению к России. Сложившуюся ситуацию надо использовать для укрепления экономики нашей страны. К примеру, продуктовое эмбарго, действующее в России с августа 2014 года, – здравый ход для обеспечения продовольственной безопасности. Это шанс внедрить и развить тему импортозамещения, поднять наше собственное сельское хозяйство, усилить предпринимательскую активность в стране. Это шанс и для социальных предпринимателей в том числе.
Если обобщать, то урок в данном случае состоит в том, что сложные, кризисные моменты при правильном подходе могут являться для всех нас важнейшими точками роста. По сути, кризис – это огромный потенциал, который нужно суметь правильно использовать.
Интервью: Тимофей Кареба
Фото: предоставлено пресс-службой Фонда «Наше будущее»
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #1, июль 2015