Зеленая жила
Мода на экологичный бизнес, шагающая по Европе и США, рано или поздно доберется и до российских просторов – в годину кризиса спрос на все натуральное стабильно растет. Chief Time выясняет, как любовь к природе помогает предпринимателям зарабатывать с пользой для общества.
Овощи свыше
Лондонский супермаркет Thornton’s Budgens получает продукты свыше: столкнувшись с нехваткой поставщиков, владельцы организовали на крыше огород, где выращивают экологически чистые овощи. У покупателей, истосковавшихся по вкусной пище, свежие огурчики и помидорчики вызывают здоровый аппетит – все лучше, чем генномодифицированное нечто, пропитанное нитратами.
Если огород на крыше поможет хозяевам магазина урезать затраты на поставки, то они наверняка усилят ассортимент натуральными яйцами и душистым медком – площади позволяют и курятник поставить, и цветов насадить, и пасеку завести. Ухаживать за пернатыми и полосатыми, как, кстати, и за грядками, приглашаются все желающие, главное – чтобы руки на месте были.
Жевать – не переживать
Компания Rent-A-Ruminant, основанная в Сиэтле, оседлала золотую антилопу, «насев» на козлов: выпущенные на заросшие садовый участок, рогатые за умеренную плату начисто выедают лишнюю растительность, оставляя хозяину любоваться результатом. При большом количестве заказов затраты на топливо, понятно, стремятся к нулю – в отличие от прибыли и поголовья персонала.
Прайс компании, в которой сегодня трудится больше сотни рогатых пожирателей: в зависимости от площади участка и степени оперативности, цены варьируются от 300 долларов «за мобилизацию» до 725 «за сложность». Несмотря на беспощадность расценок, на отсутствие клиентов владелец не жалуется: любовь к братьям меньшим нынче в моде.
Будущее из бумаги
Эндрю Мупунья создал компанию YELI, когда в Уганде грянул кризис упаковки: узнав, что в родной стране запретили использование целлофановых пакетов, двенадцатилетний школьник, недолго думая, запустил рециклинговое производство бумажных. С тех пор о нищете, в которой жил, африканский бизнесмен вспоминает лишь изредка – когда навещает друзей и родственников.
В этом году за свой экологичный порыв Эндрю Мупунья, обеспечивший мешками угандийские клиники, фермерские хозяйства и мелкорозничные магазины, получил Anzisha Prize – престижную премию, которой удостаиваются успешные африканские предприниматели. Денежную часть награды – а это тридцать тысяч долларов – юноша вложил в расширение производства и хорошее бизнес-образование.
От тюрьмы до сумы
Heavy Eco – бренд на стыке тюремной романтики и этичной моды: эстонские заключенные рисуют эскизы, а компания Laurus Ethica – создает на их основе эксклюзивные и относительно недорогие вещи. С экологией авторы концепта, к слову, дружат столь же крепко, как и со стилем: сумки делают из старых рекламных баннеров, а футболки – из добротного индийского хлопка.
Главная задача марки – помощь заключенным и детским домам Восточной Европы: первые получают деньги и творческую работу, вторые – пятьдесят процентов от продаж. От своего «куска» владельцы Laurus Ethica, впрочем, не отказываются: средняя цена футболки – без малого две тысячи рублей.
Мыло маслом не испортишь
Колорадская мыловарня Summit Soap катается, как сыр в растительном масле – именно его с недавних пор владелец использует в качестве основного производственного ингредиента. Хотя отработанные жиры сотрудники компании собирают по ресторанам, на запах продукта покупатели не жалуются: то ли травяные экстракты спасают, то ли поперек экологичных трендов идти не хочется.
Владелец компании рад, что очищает мир от отходов, тем более что сам он, в отличие от планеты, скорее всего, не бедствует.
Беги, парень, беги
CharityMiles – мобильное приложение, конвертирующее в деньги человеческую энергию: пользователь крутит педали, бегает или гуляет, а оно – начисляет им баллы, которые, превращаясь в доллары, поступают на благотворительность. У создателей программы проблем с финансами нет – они давно решили их за счет спонсоров, которые и обеспечивают таинственное превращение.
Разработчики CharityMiles, успевшие привлечь в проект около миллиона «зеленых», считают благотворительность общим делом: как говорится, с миру – по нитке.