АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Тепло, светло и дышится легко

Генеральный директор строительной компании «Каркаскин» Павел Конных рассказал ЧД о каркасном домостроении, способах энергосбережения, системе рекуперации и особенностях выбора 

Почему из множества строительных направлений вы выбрали деревянные конструкции? 

Я окончил Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт, затем учился в аспирантуре по специализации «Деревянно-строительные конструкции». И за двадцать пять лет в строительстве приобрел большой опыт. Строил и многоквартирные дома, и коттеджи, но тема деревянных конструкций мне нравилась всегда, просто к ней уже приплюсовались опыт и знания по энергопотреблению. Отсюда появилась идея создавать энергоэффективные дома. Фирма начинала с выпуска стропильных ферм на металлических зубчатых пластинах по технологии MiTek. Затем появилось несколько заказов на каркасные коттеджи, и, поскольку мы давно занимались вопросом энергосбережения, эта идея была реализована.

Название фирмы «Каркаскин» сразу заявляет о роде нашей деятельности – о том, что мы производим энергоэффективные каркасные дома, в которых удобно жить, комфортно отдыхать и легко дышится. Что значит энергоэффективные дома? Чем они отличаются от обычных? 

Когда-то один опытный архитектор дал мне совет: «Прежде чем проектировать дом, подумай, как ты его будешь топить». Эта фраза мне сразу запала в голову, и каждый новый проект я начинал с того, что продумывал систему отопления будущего дома.

Как показала практика, сегодня один из самых экономичных видов топлива – это электричество. Если им, конечно, грамотно пользоваться. В наших домах мы устанавливаем электрические конвекторы или электрические теплые полы, которые требуют минимальных затрат.

К примеру, для обогрева коттеджа, построенного по существующим нормам, требуется примерно 100 ватт на отопление одного квадратного метра в час. При этом нужно установить оборудование газовое или дизельное, емкости для хранения топлива, развести систему отопления. Только на это потребуется около миллиона рублей. Затем обязательно возникнет необходимость регулярной проверки этой системы в процессе эксплуатации, что тоже стоит денег. Тогда как при энергосберегающей системе или установленном электрическом конвертере потребуется всего до 15 ватт на отопление одного квадратного метра. Причем в случае неисправности оборудование несложно заменить. И экономия в таком доме будет практически шестикратной.

А если говорить о самой идее, то возникновение ее продиктовано временем. Энергосберегающие дома наибольшее распространение получили в скандинавских странах. Недаром к нам пришли термины «утепленный финский фундамент», «утепленная шведская плита». Это эталоны, которые общеприняты и используются у наших скандинавских соседей. Вернемся к шестикратной экономии. Есть ли пример сравнения потребления тепла в традиционном доме и в энергосберегающем коттедже? Мы построили энергоэффективный коттедж площадью около 85 квадратных метров. Хозяин этого дома расходует порядка 300 кВт отопления. Его сосед построил дом из газобетона, утепленный полистиролом, площадью 120 квадратных метров, что почти раза в полтора больше. На отопление он тратит порядка 17 тысяч в месяц. А наш клиент – приблизительно 1000 рублей. Как видите, разница очень большая.

Получается, человек, вложившийся в энергоэффективный дом, в дальнейшем тратит на его обслуживание меньше. За счет чего достигается энергоэффективность коттеджей? 

У нас контролируются потери тепла. Энергоэффективные стены с утеплителем толщиной до 250 мм снижают потребление до 20%, кровля с утеплителем до 500 мм снижает потери тоже до 20%, окна – до 10–15%. Еще 5–10% энергосбережения дает фундамент. И в целом более 67% экономии тепла приходится на каркас дома. Ну и, конеч- но, система рекуперации. Она нагревает холодный воздух, заходящий внутрь. Это тоже позволяет экономить до 15% тепла.

Кроме того, система рекуперации создает в доме очень удобный микроклимат: не надо открывать окна для проветривания, в доме нет пыли. И при этом автоматически постоянно сохраняется установленная температура и свежий воздух. Летом, наоборот, в дом поступает прохладный воздух, и не нужно тратиться на систему кондиционирования. И даже когда хозяева отсутствуют, установленный режим при малых затратах электроэнергии поддерживается всегда. Кроме того, технология энергоэффективного дома позволяет построить его в условиях минимума коммуникаций.

Кстати, о технологии. По какой программе вы строите? 

Мы работаем по лицензии американской фирмы MiTek. Наши сотрудники прошли обучение по этой программе, соответственно, мы используем металлозубчатые пластины и металлозубчатые косяки MiTek и полностью применяем технологию. Эта система используется на Западе порядка 60 лет и вполне проверена временем. И что немаловажно, технология позволяет собирать свободные планировки. То есть у человека есть возможность убрать и перестроить перегородки или, если есть необходимость, расширить дом, пристроить второй этаж. При этом конструкции позволяют на втором этаже сделать бетонные стяжки, если необходимо. Сделать пристройку можно и к дому из кирпича или пенобетона, а разницу материалов скроет облицовка. Кроме того, сама технология конструкций рассчитывает вибрацию пола. Поэтому наши полы не вибрируют, как в обычных домах.

Как происходит сборка конструкций? 

Сколько времени нужно, чтобы ваш дом был готов к проживанию? В отличие от США и Германии, у нас дороги не позволяют привозить уже готовые собранные дома, поэтому мы их собираем на месте из составляющих. При наличии фундамента сборка стен производится из готовых панелей, а кровля собирается из стропильных ферм. Все эти конструкции производятся на заводе вместе с утеплителем, внутренней облицовкой и ветрозащитой, то есть полной комплектацией. При этом исключается момент нестыковки или недокомплектации частей, поскольку сборка происходит из крупных составляющих.

Таким образом, утепленный каркас дома с кровлей собирается недели две. Но это будут только наружные стены с крышей. Дальше делаются перегородки, производится монтаж электросетей и коммуникаций. Кстати, часть монтажных работ происходит еще на заводе, и это значительно ускоряет процесс строительства. Поэтому в целом на строительство коттеджа под ключ у нас уходит в среднем месяц-полтора.

Какова стоимость ваших домов? 

Сравнимы ли они по цене с квартирой в городе? Сегодня стоимость квадратного метра в Санкт- Петербурге 70–100 тысяч рублей. Это если не брать в расчет стоимость отделки и недешевой ежемесячной оплаты коммунальных услуг. У нас квадратный метр дома с отделкой стоит примерно от 50 тысяч рублей. И плюс ряд преимуществ – в виде участка, отсутствия соседей и меньшей стоимости обслуживания и содержания. То есть дом в 85 квадратных метров, о котором мы говорили в начале, обошелся владельцу в пять миллионов рублей. Вполне сопоставимо с квартирой.

Вы привели множество аргументов, что строить энергосберегающие каркасные дома и жить в них действительно выгодно. Почему же это еще не массовая практика? 

Наверное, все дело в устоявшемся стереотипе. Ведь когда человек покупает кирпичный дом, он почему-то уже заранее убежден в том, что там будет тепло зимой. И только перезимовав в нем, он начинает понимать, что это далеко не так. Потом начинается процесс утепления, достройки, переделки. В конечном счете такой дом обходится в два раза дороже. Мы же по окончании работ проверяем наши дома тепловизором и гарантируем качество конструкций на 25 лет.

Второй момент в том, что еще очень мало людей верит, что дом, построенный по каркасной технологии, может быть прочным, теплым и дешевым в содержании и обслуживании. И это тоже странно. Ведь когда чело- век приходит покупать автомобиль, он рассматривает не только его внешний вид, но и, прежде всего, во сколько ему машина обойдется в эксплуатации – какие налоги придется платить, какое количество топлива будет потреблять автомобиль на 100 км, сколько будет стоить ТО. Если следовать этой же логике, наши энергоэффективные дома, безусловно, выигрывают в сравнении с традиционными домами. Мы надеемся, что когда наш покупатель научится рассчитывать свою жизнь не на два-три года вперед, как в случае с автомобилем, а хотя бы на 20 или 30 лет, рано или поздно он придет к правильному выводу.


Интервью: Тимофей Кареба
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №2 (20), апрель-май 2018