АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Андрей Шаронов, Президент Московской школы управления СКОЛКОВО

Президент Московской школы управления СКОЛКОВО – о том, что перестройка на уровне мышления позволит масштабировать бизнес до федерального и международного уровня

Недавно прочитал интересную вещь. На китайском языке слова, которые обозначают предпринимательскую деятельность, дословно означают – «появляться на свет новым смыслам» или даже «рождаться». Может быть, это объясняет, почему Китай настолько успешно развивается, ВВП страны примерно на 70% формируется малым и средним бизнесом, в то время как у нас в России – не более чем на 20%.

В своей бизнес-школе мы имеем возможность общаться с большим количеством предпринимателей, которые находятся на разных стадиях развития компании – от больших, признанных, раскрученных до стартапов с одной идеей. Я вижу, что это люди одержимые, готовые к риску, увлеченные и открытые. Они не боятся пробовать и рассматривают неудачу не как трагедию, а как естественный ход истории, как шанс начать сначала, но с нужными корректировками. Еще их отличает высокий уровень приспосабливаемости, в хорошем смысле слова изворотливости, которые жизненно необходимы в современных условиях. Из негативных черт отмечу, что российские предприниматели работают в малом горизонте, их цели краткосрочны, они скорее готовы собрать хиленький урожай сегодня, нежели большой через неделю. Мало кто из них может позволить себе заниматься чем-то сложным и долгосрочным, выбирая безопасный вариант со скорой отдачей.

МЕНЯ БЕСПОКОИТ

К сожалению, до сих пор в представлении российского общества предпринимательство связано с деятельностью не совсем законной или же не совсем этичной. А со стороны государства присутствует регуляторная избыточность с обвинительным уклоном, когда при рассмотрении хозяйственных споров сразу начинают с уголовного кодекса.

В идеале должно быть ровно наоборот: предпринимательство должно обладать безусловной ценностью в общественном представлении. Это необходимый, поощряемый обществом и государством институт. Нам необходимо популяризировать собственный бизнес как ролевую социально-экономическую модель. В наших общих интересах изменить общественное мнение и государственное регулирование в сторону, благосклонную для предпринимателей. На практике это пока не очень получается, хотя представители власти говорят об этом постоянно в публичном пространстве. Результаты же сильно далеки от желаемых. Думаю, прежде всего, это вопрос воспитания. Уже на уровне школы можно рассказывать про предпринимательство как ценность, как то, что создает общественное богатство, дает рабочие места и доход.

Конечно, такое продвижение – прямая задача и университетов, и бизнес-школ. Число последних в России растет, это хороший показатель, потому что через какое-то время это даст количественный и качественный рост управленцев и предпринимателей. Со стороны правительства тоже, на мой взгляд, озвучивается ряд правильных инициатив: сокращение устаревших норм регулирования, применение риск-ориентированного подхода.

Любое эффективное взаимодействие между людьми, включая предпринимательство, выстраивается на доверии. Поэтому и бизнес, и государство должны быть заинтересованы в том, чтобы создавать среду, где понятны правила, в которой можно работать законопослушно, где государство борется с «серым» бизнесом, а предприниматели не дают повода говорить о себе как о тех, кто занимается незаконной деятельностью.

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Во-первых, смотреть в мир, а не только на внутренний рынок. Если вернуться к сравнению России с Китаем, в российско-китайской торговле 75–80% китайского экспорта составляет продукция малых и средних компаний. А в российском экспорте доля товаров МСБ составляет одну десятую процента. Это поразительный разрыв. Разумеется, на то есть масса причин. Первый шаг к изменению ситуации – начать ориентироваться и на внешние рынки, видеть себя международным игроком, перерасти масштаб одного города, одной области, одной страны.

Во-вторых. Возьмем для сравнения пару Россия-Германия. В Германии МСБ успешно работает в промышленных и инновационных секторах. У нас малое предпринимательство в основном представлено в торговле, в услугах и строительстве. Думаю, здесь еще один путь развития для нашего бизнеса – идти в высокотехнологичные ниши, больше сотрудничать с крупными компаниями и встраиваться в их цепочку поставок.

Пару лет назад мы проводили свой опрос предпринимателей в сообществе СКОЛКОВО и выяснили, что главный предмет их беспокойства – это качество человеческого капитала. На второе место наши студенты ставили поиск новых прибыльных ниш на рынке. Образование как важную необходимость, к сожалению, на первые позиции не выводили.

В определенный момент я понял, что обучение взрослого человека – это не разовый акт, не «съездил на три дня на программу – и хватит». Это перманентный и непрерывный процесс или состояние. Если воспринимать каждые переговоры, каждую книгу, каждое событие как обучение, то можно учиться гораздо большему и гораздо эффективней. Образование дает доступ к новым идеям, людям, бизнесам – или же возможность переосмыслить сделанное ранее.

Поэтому я бы сделал это третьим пунктом в блоке «что может сделать предприниматель». Для себя я решил каждый год 5–10 дней проводить на выездном обучении в отрыве от работы, то есть с полным погружением. Некоторое время назад я окончил модульную программу в INSEAD во Франции, короткую программу в Стэнфордском университете, дипломную программу по executive-коучингу в бизнес-школе СКОЛКОВО, скоро начну учиться на программе DBA в бизнес-школе Боккони (Милан).

Мне как главе образовательного учреждения хочется, чтобы однажды наши предприниматели тоже внесли потребность в постоянном обучении в свой список приоритетов.

РЕЗЮМЕ

  • Университеты и бизнес-школы должны продвигать идею, что предпринимательство – это необходимый, уважаемый, поощряемый обществом и государством институт.
  • От государства предприниматели ждут пересмотра устаревших норм регулирования.
  • Сами предприниматели должны преодолевать ориентированность только на внутренний рынок, сотрудничать с крупными технологическими компаниями и рассматривать обучение как источник идей.

Интервью: Светлана Морозова
Фото: Петр Антонов
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #9(27), ноябрь  2019