Василий Ключевский, историк:
Один из крупнейших российских историков, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, председатель Императорского Общества истории и древностей российских – о нравственности, достоинстве и русской культуре.
Кто из людей презирает людей, должен презирать и себя самого, потому презирать людей вправе только животные.
История – это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков.
Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свои обещания гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
Талант – искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим.
В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли.
Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.
Чтобы быть полезным людям, нужно не пользоваться от них.
Чтобы уметь быть злым, надо выучиться быть добрым: иначе будешь просто гадким.
Он слишком умен, чтобы быть счастливым, и слишком несчастлив, чтобы быть злым.
Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
Наперекор судьбе
Ключевский в детстве очень сильно заикался. Из-за этого он отставал по многим основным предметам и даже стоял вопрос об его отчислении из духовного училища. Будущий историк мог и вовсе остаться без образования – у его матери не было средств на его обучение в гимназии. Мальчик сам стал бороться со своим природным недостатком. Спустя много лет, никто уже не мог догадаться, что один из самых известных лекторов России с необыкновенно ясно звучащим голосом в детстве был заикой.
Из борьбы личных интересов вырабатывается не лучший из возможных, а возможнейший из лучших порядков.
Мысль без морали – недомыслие; мораль без мысли – фанатизм.
В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым.
Бесплодность полицейских мер обнаруживала всегдашний прием плохих правительств – пресекая следствия зла, усиливать его причины.
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.
Характер – власть над самим собой, талант – власть над другими.
Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.
Лектор
В 1879 году Ключевский прочел в «большой словесной» Московского университета свою первую лекцию по русской истории. Он сразу очаровал слушателей и стал едва ли не самым любимым профессором в Московском университете. «Большая словесная» аудитория уже не вмещала всех желающих, и лекции историка перевели в самую большую «богословскую» аудиторию. Один из слушателей вспоминает, что лектор-богослов, начинавший свою лекцию при небольшом количестве слушателей, заканчивал ее при переполненном зале. Разгадка была проста – более предприимчивые слушатели Ключевского стремились занять места в аудитории заблаговременно, иначе их шансы попасть на лекцию Ключевского были бы очень малы.
Есть люди, главное достоинство которых в том, что они молчат.
Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.
Лучше быть историческим Дон-Кихотом, чем чистым, математическим дураком.
Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.
Тот, кто не любит брать в долг, тот не умеет обязываться.
Бездарные люди – обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.
Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
Исторический процесс слагается из совместной работы нескольких сил, смыкающих отдельные лица в общественные союзы. В области опытного или наблюдательного познания, а не созерцательного, богословского ведения мы различаем две основные первичные силы, создающие и движущие совместную жизнь людей: это – человеческий дух и внешняя, или так называемая физическая природа.
Человеческая личность, людское общество и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие. Каждая из этих сил вносит в состав общежития свой запас элементов или связей, в которых проявляется ее деятельность и которыми завязываются и держатся людские союзы.
Материал подготовил Олег Горелов
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #3, апрель 2016