Олег Алексеев, вице-президент фонда «Сколково»:
Вице-президент и управляющий директор по образованию и исследованиям фонда «Сколково» – о расстояниях, чувственной природе и источнике силы.
На протяжении моей жизни я руководствовался желанием узнать, как устроен мир и как устроен я. Разумеется, я надеюсь, что мой жизненный путь еще не пройден.
Я учился на отделении научно-технической информации Московского историко-архивного института. Поступал туда в 1971 году, тогда это была новая тема. Мы занимались теорией принятия решений, всякого рода информационными теориями, стараясь ответить на вопрос, какую роль будет играть информация и способы ее обработки в нашей жизни. Так или иначе, это был авангард, в известном смысле. Но это огромная проблема до сих пор. Вокруг слишком много информации, и значительную сложность составляет выделение ядра, самого важного из этого огромного потока.
Оказался я в инновационной сфере, потому что мы с моими товарищами давно и упорно отстаивали идеи того, что есть развитие. Задача, связанная с инновационной экономикой и модернизацией, не может пониматься иначе, как процесс развития – в отличие от стабильности, которой пытались достичь после развала Советского Союза и перехода в новую эпоху. Поэтому для меня было естественно стать союзником этого процесса и попытаться реализовать накопленные опыт и знания, свои и своих коллег.
Задача развития для меня и в настоящий момент, несмотря на умножающиеся годы жизни, является ключевой. Я считаю, что человек жив до тех пор, пока он ставит перед собой вопросы своего личного, индивидуального развития. И точки в этом процессе нет. Мне кажется, что даже смерть человека не завершает этот процесс – только отсутствие энергии, желания и интереса познавать мир и себя самого.
Я глубоко убежден, что те сложности, которые мы сегодня переживаем в нашей стране, в значительной степени связаны с недостаточным вниманием к людям и человеческому капиталу. Воспитание, образование, наш опыт, проекты, социальные сети – все это является каналами формирования нашего человеческого капитала.
Любовь, доверие, забота – вся та чувственная природа, в которой мы не можем не сосуществовать, – это тоже вклад в человеческий капитал
Я не романтик; я не говорю о том, что мы можем создать страну, в которой люди будут более счастливы, чем в других странах. Но, тем не менее, я в это верю. Я знаю, что у каждой культуры наступают периоды определенного первенства, преимущества. Как только мы отдохнем от тех проблем, конфликтов, катаклизмов, которые переживал наш народ за последние столетия, мы сможем отыграться.
Русь была территорией смешения рас и народов, и именно это заложило очень глубокий, серьезный, мощный фундамент для России во втором тысячелетии. Я надеюсь, что и в третьем тысячелетии у нас будет точно такой же шанс – и благодаря тому же.
Я давеча разговаривал с коллегами из MIT. Из Бостона. Замечу, что из Москвы лететь туда ближе, чем до Петропавловска-Камчатского. Понимаете, о чем разговор? Очень сложно осознать феномен этой огромной, огромной страны.
Сможем ли мы в скором времени обогнать Европу, Америку и Японию? Я хотел бы здесь быть верным последователем китайской жизненной философии: скоро ничего не нужно – нужно все вовремя. В свое время, значит, это и произойдет. Набирайтесь сил, сосредотачивайтесь, умнейте, мудрейте, добрейте. Все придет.
Как и Рене Декарт, я верю, что добро побеждает зло. Даже если это происходит после того, как моя физическая жизнь заканчивается. Я верю в то, что человек может жить и быть к чему-то устремленным только в том случае, если он свои стремления не ограничивает границами жизни. Не слепо стремится к бессмертию, а верит, что то, что он начал сегодня, будет поддержано другими людьми и однажды реализовано. Это и есть источник силы. Главное – верить.
Интервью: Александра Лахман
Фото: Юрий Цой
Опубликовано в федеральном выпуске журнала Chief Time за октябрь 2011 года