АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Максим Поташев, бизнес-тренер:

Президент Федерации спортивного бриджа России, математик, маркетолог, бизнес-тренер – о «советском» предпринимательстве, западном и восточном путях развития карьеры и бизнеса и о том, почему в детях необходимо открывать любопытство

Мы вас знаем как успешного участника интеллектуальных игр. А чем вы занимаетесь в жизни?

Я занимаюсь консалтингом, а в последние года четыре активно – обучением. Мне в этом очень помог мой прежний опыт работы в различных сферах – в страховании, лаборатории Касперского, крупнейшем издательстве.

Какие задачи вы ставили на старте карьеры, какие сейчас?

Я вообще не люблю ставить перед собой какие-то конкретные задачи и стремиться их решить всеми доступными средствами. Это западный путь, а мне ближе всего путь восточный – видеть возможности, которые могут вынести меня к моим более стратегическим целям. Я планирую свою жизнь достаточно гибко. Обычно если ты на каждом этапе пути делаешь все правильно, то всегда будет желаемый результат. Знаете, это все равно что играть в бридж. Любой профессиональный бриджист ставит перед собой задачу сыграть таким образом, чтобы обеспечить максимальный мат-ожидание или максимальную вероятность наступления нужного результата. Это отнюдь не гарантирует стопроцентный выигрыш. Но даже если игрок проиграет, у него останется чувство удовлетворения от того, что он сделал все возможное для достижения цели.

Как бы вы определили термин «управление»?

Управление бывает разное. Бывает управление людьми. Это в первую очередь создание условий, чтобы эти люди максимально реализовывали свои навыки и способности, и опять-таки добивались необходимого результата. Бывает управление системой, которая направлена на создание интерфейсов, инструментов и правил, с помощью которых должны достигаться желаемые результаты. Есть управление техникой. Управление процессом тоже подразумевает разные приемы и задачи в зависимости от того, связан ли этот процесс с людьми или с технологиями. Поэтому на этот вопрос нет однозначного ответа.

Маркетинг XXI века. Что это значит в вашем понимании?

К сожалению, в России, как, впрочем, и на западе, нет маркетингового образования. Мне приходилось преподавать во многих бизнес-школах. Там даются лишь общеизвестные основы маркетинга. Это, конечно, база, но, овладев ею, увы, не значит еще постичь суть проблемы. На мой взгляд, маркетингу можно научиться только на практике, и то если повезет с наставником. Потому что маркетинг не имеет ничего общего с наукой, это скорее ремесло, хотя и это определение не совсем точно. Маркетинг – это способность видеть суть вещей глазами других. На первый взгляд звучит просто, но это чрезвычайно сложная вещь, поскольку дается немногим. Исследование рынка – это всего лишь составляющая маркетинга. Настоящий маркетинг начинается тогда, когда на достаточно насыщенный рынок нужно вывести новый продукт, разработать для него специальную стратегию: как создавать продукт, как его продвигать, как сформировать представление у целевой аудитории, в какой форме к ней обратиться и многое другое.

Как вы вдохновляете на работу подчиненных?

Мне в каком-то смысле повезло в жизни. Мне не надо предпринимать какие-то специальные усилия. Люди всегда за мной шли, мне доверяли; и по-прежнему вокруг меня достаточно много таких людей, которых не нужно специально мотивировать.


Максим Поташев, управляющий партнер R&P consulting, бизнес-тренер. Родился в 1969 году в Москве. Окончил факультет управления и прикладной математики МФТИ, преподавал на кафедре общей и прикладной экономики в МФТИ. Работал исполнительным директором интернет-агентства «Результат», директором аналитического центра «Лаборатории Касперского», руководил Центром оперативного маркетинга ОАО «Росгосстрах». Играет в спортивной версии «Что? Где? Когда?» с 1989 года. Является магистром игры «Что? Где? Когда?» и президентом Федерации спортивного бриджа России.


Какими принципами вы руководствуетесь, выстраивая отношения с партнерами?

Принцип очень простой – я не строю отношения с людьми, которым не доверяю. Я считаю, что неплохо разбираюсь в людях и способен достаточно адекватно оценить человека даже с первого взгляда. А если я все-таки ошибаюсь, тогда на помощь приходит практика. Жизнь все расставляет по своим местам, и если человек меня один раз подвел, то это повод для того, чтобы сделать соответствующие выводы.

Каково, по-вашему, главное качество современного мира?

Изменчивость. Это качество требует от руководителя быть очень гибким, восприимчивым. Нужно внимательно смотреть по сторонам, внимательно слушать, в особенности тех людей, чье мнение считаешь ценным; и, конечно, уметь делать из этого выводы.

Нужны ли предприниматели обществу?

Конечно, нужны. Это люди, которые двигают вперед науку, технику, социум в целом. Когда-то один человек изобрел колесо, а потом другой человек это колесо применил на практике, а третий начал продавать. Каждый из них содержал в себе частичку тех качеств, которые необходимы предпринимателю. Иногда мы часто ассоциируем предпринимателей с капиталистической формацией. А это не совсем правильно. Предприниматели были и в советские времена. Просто они работали несколько по другим правилам, в иных условиях, и от них требовались иные качества. Я не говорю о подпольных цеховиках, которые нарушали закон, я говорю о тех, кто создавал и развивал производство. Например, были талантливые люди, которые что-то изобретали. И всегда при этом находились те, кто эти изобретения замечал, распространял, тиражировал – вот эти люди в чистом виде – предприниматели.

Чего не хватает российскому бизнес-сообществу?

Оптимизма. Всем известна банальная фраза – «кризис в головах». Само появление мысли, что мы входим в период кризиса, уже провоцирует негативную ситуацию: панику и падение. А ведь кризис предрекали еще задолго до политических пертурбаций. Если бы бизнес-сообщество это хорошо понимало и воспринимало ситуацию как закономерность, этим оно приближало бы неизбежный подъем.

Деньги действительно способны дать полную свободу?

Полную, наверное, нет. Полная свобода, скорее всего, достигается в том случае, когда деньги абсолютно не важны. Это высокий уровень духовного развития, доступный не всем. Мне пока до такого нравственного совершенства далеко, мне деньги нужны. Я люблю комфорт и то, что можно купить за деньги, поэтому отношусь к ним с уважением.

Как вы думаете, нужно ли всепоглощающее стремление «быть успешным» прививать сегодня детям? Оправдано ли оно?

Я не очень верю, что его можно привить. У меня два сына – близнецы, но при этом совершенно разные. И если одному из них это качество присуще практически от рождения, то у другого его нет и, скорее всего, никогда не будет. А плохо это или хорошо для каждого из них – не знаю, жизнь покажет. Наверное, все же полезнее открывать в детях любопытство, желание узнавать новое, понимать, как устроена техника, элементы социума. Это и есть главный двигатель познания. А человек, который не увлечен познанием себя и окружающего мира, – наверное, не совсем человек.

Какое событие из последних оказалось для вас наиболее значимым и почему?

Это, безусловно, старт с космодрома «Восточный». Я думаю, что в целом для человечества все наши экономические и политические передряги – это сиюминутное, а вот такие глобальные вещи, как освоение космоса, – это действительно важно. Даже маленький шажок в этом направлении, возможно, перевешивает все остальное.


Интервью: Марина Смышляева
Фото: «Активный Мир», delovoy-kirov.ru, trkterra.ru, interhero.ru
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №7 (12), октябрь 2016