АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Георгий Данелия, режиссер:

Президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм», режиссер фильмов «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» – о том, что добро побеждает ненависть

Когда превозносят мое творчество – не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует, опозорит и попросит выйти вон!

Как часто я не способен ощутить ту грань, что отделяет жизнь от вымысла! 

В старости все видится, как в бинокль, – чем дальше, тем лучше…

В любой ситуации всегда надо верить – дождется человек чего-то радостного, обязательно, в этом и есть смысл жизни. Если не для себя, то, может, для детей или внуков. Тогда жить легче. 

Я сам часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы. Может быть, дело в том, что в них заложена энергетика добра?

Сегодня часть общества и вправду присвоила себе малиновые штаны и не имеет желания ими делиться. А всем прочим осталось только подобострастно приседать и делать «ку»… 

Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что единственный критерий успеха – это я сам. Нужно снимать картину, за которую самому не было бы стыдно. А уж получит фильм призы или не получит, будут ли меня ругать критики или нет, это уже не важно

Меня иногда спрашивают: «Неужели в жизни вы не встречали сволочей? Почему о них не пишете в своих книгах?» Встречал сволочей и предателей. И немало. Но все они крепко- накрепко заперты в мусорном ящике моей памяти. И вход им в мои воспоминания строго запрещен. 

Хочу родиться только там и тогда, где родился. Если я появлюсь на свет где-то в Голландии или Франции, я не встречу по дороге жизни своих близких и друзей. Будут попадаться другие. Может, даже хорошие. А на хрена мне хорошие голландцы или хорошие французы?! Мне нужны мои, какие они есть! И те, кто живы, и те, кто в памяти.

Когда снимаешь фильм, как будто бежишь стометровку. Не хватает времени, каждая секунда дорога: придумать, решить, сделать. Иногда работа в три смены. Перезапись, озвучание, монтаж. Когда фильм закончен, просыпаешься – как будто с разбега в стену врезался. Пустота! Не о чем думать.


МАЭСТРО


После того как «Осенний марафон» получил приз фестиваля в Венеции, Данелия должен был показывать свой фильм в Риме. На просмотр решил прийти Федерико Феллини. Вечером Данелия поехал в кинотеатр вместе с представителем «Совэкспортфильма». В какой-то момент у режиссера сработала интуиция: «А проверили, в копии есть субтитры?» Ему отвечают, что, конечно, он же был в прошлом году в Венеции. Но Данелия решил проверить: и интуиция его не обманула – субтитров не было. В Рим привезли другую пленку – без субтитров. И что делать? Зал для синхронного перевода не оборудован, без субтитров показывать «Осенний марафон» бессмысленно… Тут режиссер вспомнил, что у «Совэкспортфильма» есть пленка «Не горюй!» с итальянскими субтитрами. Срочно ее разыскали и вместо «Осеннего марафона» показали «Не горюй!». А на следующий день утром Данелии в гостиницу позвонил Феллини, похвалил фильм и подарил два своих рисунка. «И я очень благодарен тому, кто увез пленку “Осеннего марафона” с субтитрами, – вспоминает Данелия. – “Осенний марафон” – фильм неплохой, но я не уверен, что он так же понравился бы Феллини, как “Не горюй!”».


Материал подготовил Олег Горелов
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» #1 (19), январь-февраль 2018