Александр Романенко, основатель и президент компании «Адвекс»
Основатель и президент компании «Адвекс» Александр Романенко в интервью «ЧД» рассказал о своем видении пути, который преодолело предпринимательство в России за последние 20 лет, о том, какие изменения необходимы рынку недвижимости, а также о том, как спортивное прошлое помогало ему добиваться успехов в бизнесе.
— Существует довольно потрепанная фигура речи о том, что «политика – это искусство возможного». Многие считают, что бизнес в России — по крайней мере, на сегодняшний день,— это, напротив, искусство невозможного. Согласитесь с подобным утверждением?
— Соглашусь, что делать бизнес в России очень сложно, но мне повезло. На первые заработанные деньги в кооперативе я полетел в Америку постигать азы бизнеса, получил образование по менеджменту в Калифорнийском университете и получил лицензию агента по недвижимости, когда в России еще не было понятия о праве собственности. Эти знания, полученные мной в США, помогли «Адвексу» не только выжить в самые сложные кризисные времена, но и с каждым разом становиться сильнее и увеличивать свою долю рынка.
И еще одно обстоятельство. Любой бизнес – это в первую очередь люди, люди, его созидающие, пестующие, как малое неразумное дитя. В начале пути у нас была славная команда. Но практически все, с кем я начинал в начале девяностых годов, сошли с круга, не достигнув в этом деле значительных высот и громких успехов. Например, из семнадцати компаний учредителей Ассоциации риэлторов Санкт Петербурга сегодня на рынке остались лишь две — «Адвекс» и «Росстро».
В том, что нам удалось выжить, сказалось и мое спортивное прошлое, которое научило меня всегда бороться до конца и никогда не сдаваться. А бизнес в России всегда было вести трудно. И в начале пути, когда был провозглашен принцип «разрешено все, что не запрещено», реализация которого на практике давала феноменальные возможности для роста, развития и получения прибыли. И сейчас, когда уже прошло время «малиновых пиджаков», но взамен пришла эпоха, когда на рынке диктуют правила крупные игроки с участием государственного капитала. Проникновение государственных институтов во все сферы бизнеса становится все заметнее. «Регулировки» рынка, набор запретительных мер, рост фискальной нагрузки душат, в первую очередь, средний и мелкий бизнес. Выбранные государственные ориентиры на государственные монополии, крупные и сверхкрупные олигархические структуры с благой, на первый взгляд, целью максимального пополнения госбюджета за счет этой сферы привели к существенному перекосу в экономической и денежно-кредитной политике страны. Сравните, например, Россию и Италию — не самую богатую страну Европы. По объему ВВП наши экономики достаточно близки. Так вот: в Италии 75 процентов налоговых поступлений в бюджет дает именно малый и средний бизнес. У нас все происходит с точностью до наоборот.
И последнее, так как эта тема для меня всегда была важна, не давала и не дает покоя как болевая точка. В определенных кругах принято считать, что все беды России исчерпываются масштабом коррупции в стране. Мои беседы с одним из величайших экономистов ХХ века Эрнандо де Сото, крупнейшим в мире специалистом по «теневой» экономике, который в свое время по моему приглашению любезно выступил главным спикером на петербургском Всемирном конгрессе FIABCI, убедили меня в ином. В любой стране мира, будь то самые благополучные по всем рейтинговым исследованиям Швейцария или Новая Зеландия, существует теневая экономика. И коррупция существует. И в том, что в России государственные структуры сплошь и рядом интегрированы в бизнес, тоже нет большой беды. Участие государства в экономике в некоторых отраслях очень даже неплохо. Беда в ином – в сращивании власти и олигархического капитала в России, в отсутствии здоровой конкуренции и экономических и правовых реформ, чрезвычайной слабости общественных институтов, в первую очередь института прав собственности и гражданских прав. И государство отворачивается от любого иного бизнеса, потому что основные финансовые потоки получает от реки под названием «Олигархия». А если бы к этой реке добавить не менее мощное, сформированное сотнями тысяч притоков от мелких фирм и ИП, то выиграли бы все! И собственники и работодатели, и наемные рабочие и служащие, и государство.
— Иногда вы сетуете на то, что в России так до сих пор и не принят общий Закон о риэлторской деятельности, а ведь покупка жилья для 98 процентов россиян остается самой крупной сделкой в жизни. Что каждый самозванец, ничем не рискуя, может назвать себя «риэлтором», являясь на деле просто черным маклером. А только что вы сказали, что «сегодня государства на российском рынке слишком много». Нет ли здесь противоречия?
— Если вернуться назад, то в 2001-м году государство одним махом отменило лицензирование более двухсот видов деятельности, куда попал и риэлторский бизнес. Это считалось либерализацией экономики, благим делом. Определенная доля здравого смысла в этом начинании присутствовала. Действительно, цивилизованный бизнес способен сам устанавливать правила игры на пути к всеобщему процветанию и светлому общему будущему. Посыл этот был прекрасен, и в моих словах нет ни тени иронии. Но он работает только тогда, когда сформирована общая культура ведения дел, построены бизнес-отношения в рамках всем известных договоров «заказчик — исполнитель». «покупатель – продавец», жестко закреплены общественным договором обязанности сторон.
А вот достойного уровня культуры ведения деловых отношений в риэлторском бизнесе со времени его основания как не было, так и нет до сих пор. Слишком простым и лакомым куском казался и кажется этот очень сложный бизнес для людей, наивно полагающих, что именно через него лежит кратчайший путь к богатству. И что в сухом остатке? Каждый, потративший рублей пятьсот на соответствующие визитные карточки, стал именоваться гордым именем «риэлтор», весьма смутно представляя себе сложность этой профессии. Начинали представлять желающим «услуги», в итоге которых очень многие граждане лишались своей собственности. Я уж не говорю о потерях единственного жилья или накопленных за всю жизнь средств, тщательно сбереженных на покупку новой квартиры, что влекло настоящие человеческие трагедии. Столь разные понятия как «риэлтор» и «бандит-рэкетир» стали чуть ли не синонимичны. Это нонсенс, это печально, а еще жестче: подобная практика – это преступление со стороны государства!
Здесь нужны конкретные правовые акты, решения, направленные на защиту прав всех участников процесса купли-продажи недвижимой собственности — и, в первую очередь, закон, направленный на защиту прав нашего клиента.
В первую очередь, необходимо установить начальный порог доступа в профессию. Человек, выбравший эту стезю, должен получить соответствующую профессиональную подготовку, определенный багаж знаний и вообще быть «на виду», как, например, на виду находятся нотариусы и адвокаты. Ведь никто не попросит незнакомца защищать его интересы в суде. А в риэлторском бизнесе на сегодняшний день возможно все.
И без сомнения нужно всемерно повышать общую культуру ведения дел. А что ведет к повышению культуры? Образование, образование и еще раз образование!
— Вы начинали, как спортсмен, отдали свою молодость беговой дорожке — сначала как участник соревнований, а затем и как тренер. Насколько это спортивное прошлое помогает в бизнес-устремлениях? — —
— Я никогда не добился бы сколь-нибудь значимых успехов в бизнесе, если бы у меня не было этой самой пресловутой и кому-то набившей оскомину «спортивной закалки». В моей достаточно долгой жизни в бизнесе несколько раз возникали ситуации, когда любой человек без спортивной злости, без этой жажды победы просто бы опустил руки, сложил крылья, спрятал бы как страус голову в песок… Я мог потерять успешно действующую компанию, быть выкинутым на обочину жизни. Но я выстоял и победил!
Не надо заниматься спортом только ради того, чтобы стать великим и знаменитым спортсменом. Это под силу единицам из миллионов, и тут должно совпасть множество различных факторов. Но заниматься спортом ради того, чтобы закалить характер надо обязательно. Это пригодится в любой сфере деятельности.
— А если попробовать описать вашу самую большую удачу и самый большой провал или поступок, который больно и горько вспоминать, то что вы назовете?
— Я везучий человек. С огромной радостью, с улыбкой вспоминаю, как в начале моей тренерской карьеры мои первые ученики росли вместе со мной, как они выполняли нормативы мастеров спорта, становились чемпионами и победителями, как мы вместе обретали психологию победителей. Это были дни лихого безудержного счастья. Такого длинного безоблачно-радостного периода в моей жизни не повторилось и уверен, увы, не повторится больше никогда. Я был безмерно счастлив и горд, когда в 2012 году, будучи Президентом FIABCI, смог после многолетнего перерыва вернуть самую мощную в мире Национальную Ассоциацию риэлторов США обратно в число членов Всемирной Федерации.
А вот зачеркнуть… Как это ни странно, мне стыдно лишь за один момент в моей взрослой жизни. Когда мы только-только вставали на ноги, делали первые шаги в альтернативной социалистическому укладу экономике, нам потребовалось перерегистрировать наш первый кооператив в совместное предприятие. В нашей команде было несколько человек. Вклад каждого в общее дело, естественно, разнился. И вот мы с моим ближайшим партнером перерегистрировали новую фирму на себя, оставив остальную команду «за бортом». Сейчас я понимаю, что правильней и справедливей было бы включить их в числе учредителей – время быстро бы расставило все по своим местам. Но то решение до сих пор не дает мне покоя. Правда, на будущее оно послужило мне хорошим уроком в этике деловых отношений даже в условиях «дикого» капитализма.
— На ваш взгляд, главные итоги развития предпринимательства, частного бизнеса в последние 10-20 лет — они какие?
— В середине 1990-х годов после принятия закона о кооперации в России начался стремительный рост частного бизнеса. Но это был очень рискованный бизнес в абсолютно непредсказуемой среде. Было совершенно непонятно, сколько в следующем месяце надо будет платить своей «крыше». Было непонятно, будет ли существовать завтра банк, в котором ты держишь все свои средства. Было совершенно непонятно, что будет с рублем, и какой завтра будет курс валюты, а это множило риски многократно, особенно если у тебя были валютные контракты.
За последние 20 лет произошли серьезные позитивные изменения. Глобальные проблемы, стоявшие перед российской экономикой, были успешно разрешены. Экономика с 2000 по 2020 год выросла более чем в 6 раз. Позитивный итог этого развития налицо: у нас достаточно низкая инфляция, бездефицитный бюджет, внешний долг практически отсутствует. Бизнес уже не платит бандитам за «крышу», у нас достаточно стабильный рубль, да и налоги в достаточной степени адекватные.
Вроде бы успехи налицо. Но если мы будем смотреть на позиции частного бизнеса, то определенное отставание от лидеров мирового рынка постепенно увеличивается. Если взять нашего восточного соседа — Китай, то его экономика за те же 20 лет выросла более, чем в 10 раз. Замедление нашего развития можно хорошо наблюдать по динамике ВВП – если в первые 10 лет экономика прибавляла по 7-8% , то последние годы – по 1-1,5 %, что для развивающегося рынка очень мало. Здесь мы проигрываем не только Китаю, но даже Турции. В чем основная причина? Как мы уже говорили, главный стратегический момент в том, что государство в последние 10 лет стало активно входить в различные сегменты экономики. Это касается всех ключевых отраслей бизнеса, не только добывающих компаний и банков. Почему это плохо для экономики? Когда есть свободная конкуренция, есть ротация компаний и руководителей, вперед выходят наиболее талантливые и сильные. Они и двигают экономику. Когда ротации нет, наступает стагнация. К сожалению, мы этот процесс наблюдаем в России, и именно он оказывает отрицательное влияние на темпы развития предпринимательской деятельности.
К тому же в России за 70 лет советской власти были забыты такие понятия как бизнес-культура и воспитание людей бизнеса. Уверен, если провести среди наших граждан опрос на тему, хотят ли они заниматься бизнесом и брать на себя ответственность, то в сравнении с европейскими странами наши показатели будут раза в три меньше. Этому надо тоже учить, и надо, чтобы наши сограждане уважали частных предпринимателей и их труд. А для этого они должны видеть не только положительное отношение государства к людям, которые занимаются мелким и средним бизнесом, но и помощь с его стороны. Сегодня этого нет.
Если подводить итог, то, на мой взгляд, на сегодняшний день частный бизнес после периода достаточно бурного роста в начале нулевых переживает трудные времена.
— Какие главные точки роста вы видите для компаний и их руководителей? Как с вашей точки зрения изменяться стили управления командами и проектами?
— Несомненно, успех бизнеса во многом зависит от лидера компании или проекта. Только люди, которые обладают колоссальной энергетикой, знаниями, харизмой могут быть успешными и вести за собой людей. Например, сам я многому научился у первого президента Ассоциации риэлторов и домостроителей Александра Макарова. Однако, хотя от лидера зависит очень многое, совершенно очевидно, что в одиночку невозможно построить успешный бизнес. У лидера должны быть команда, и его умение правильно подобрать команду единомышленников является гарантией будущего успеха. Причем люди команды должны быть вовлечены в процесс управления, в принятие решений, им необходимо делегировать определенные полномочия. Уверен, именно за такими лидерами и командами – будущее.
Есть ли такие компании рядом с нами уже сегодня? Да. В начале 1990-х мы начинали трудовую деятельность вместе с Эдуардом Тиктинским и Александрром Шараповым. И если говорить о рынке недвижимости, который мне ближе, то сегодня именно их примеры вызывают огромное уважение. В компании RBI, которую возглавляет Эдуард Тиктинский, замечательная команда вовлечена им в творческий процесс реализации проектов, и поэтому я могу назвать именно его одним из лидеров российского девелоперского бизнеса. Александр Шарапов, который начинал когда-то с агентства недвижимости, вырос в предпринимателя, реализующего интереснейшие проекты в девелопменте и гостиничном бизнесе.
Самое главное что отличает этих людей — то, что несмотря на успехи, они постоянно учатся, причем не только в России, но и у лучших предпринимателей за рубежом. Я уверен, у них колоссальный потенциал, и именно за такими людьми – будущее.
Справка
Александр Юрьевич РОМАНЕНКО
Основатель и президент корпорации «Адвекс. Недвижимость», работающей в Санкт-Петербурге с 1993 года. Президент Российской гильдии риэлторов (2006-2008), Президент Всемирной федерации по недвижимости FIABCI (2010-2012), и по настоящее время представляет интересы организации в ООН. Основатель и почетный ректор Института недвижимости.