Антон Макаренко
Выдающийся русский педагог, основатель трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей, руководитель детской трудовой коммуны, в которых он на практике воплотил разработанную им воспитательно-педагогическую систему, – об авторитете руководителя, о гармонии и дисциплине в коллективе.
Свидетельством международного признания А.С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО в 1988 году включить его в список из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Важнейшим методом воздействия считаю беседу. Причем эту беседу должен проводить человек высокоавторитетный. Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. Внимания не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу.
Отказаться от риска – значит, отказаться от творчества.
Хозяйство должно рассматриваться нами, прежде всего, как педагогический фактор. Его успешность, конечно, необходима, но не больше всякого другого явления, полезного в воспитательном отношении. Проще говоря, в хозяйстве должны превалировать педагогические задачи, а не узкохозяйственные.
Обыкновенное наказание страдает тем, что, разрешая один конфликт, оно в себе самом содержит новый конфликт, в свою очередь требующий разрешения.
Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели и нужно стремиться.
Я сторонник активного воспитания, то есть хочу воспитать человека определенных качеств и все делаю, весь интеллект, все усилия свои направляю на то, чтобы достигнуть этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть, и всегда должен видеть перед собой цель, должен видеть тот образец, идеал, к которому стремлюсь.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Дисциплина не есть метод и не может быть методом. Как только дисциплину начинают рассматривать как метод, она обязательно обращается в проклятие. Она может быть только последним итогом всей работы.
Каждый советский человек должен быть деловитым, деловитость одного человека не может мешать деловитости другого человека. Значит, у нас деловитость – нравственное качество, и требование деловитости – моральное требование. И воспитывать деловитость мы должны в каждом человеке.
Материал подготовил Олег Горелов
Статья опубликована в журнале Chief Time#32, декабрь 2013 — январь 2014 года