АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Владислав Айрапетов


Владислав Айрапетов: «Мое правило – только вперед»
Основатель и руководитель группы компаний «МРТ» рассказывает о том, как сделать компанию незаменимой для клиентов, успеть поговорить с тысячей сотрудников за один месяц и закалить дух с самого детства.
Держать голову холодной, сердце горячим, не поддаваться эмоциям, всегда принимать взвешенные и правильные решения, не обманывать себя – тогда завтра не придется переживать о принятом сегодня решении. Этому отцовскому правилу наш герой следует с детства.
Выдать результат
Какие жизненные уроки оказали на вас особое влияние?
С детства отец говорил мне: из любой ситуации ты должен выйти так, как подобает настоящему мужчине. Из любой ситуации. Какая бы они ни была, какие бы люди ни пытались навязать свои мысли и мнения, ты должен всегда в первую очередь охранять свою семью, быть ее защитником и всегда быть мужчиной – принимать правильные, взвешенные решения. В основе всего должны быть ответственность и понимание того, что ты являешься представителем сильного пола не просто по половому, но по духовному признаку.
В своей деятельности в холдинге вспоминаете эти слова?
Вспоминаю довольно часто. Когда надо принять какое-то решение и хочется поддаться эмоциям, сразу всплывают слова отца: «Прими правильное решение, ты же не буйная женщина, ты должен все взвесить. Лучше переосмыслить, взять паузу, подождать, остыть, а потом выдать результат». В деле главный акцент какой? Люди, команда. В нашей компании – больше тысячи сотрудников. А я придерживаюсь ведения открытой политики и знаю об их проблемах – переживания, взгляды, мысли, о чем и как они думают. Люди – тонкая материя, так что лучше все взвешивать сначала.
Тысяча человек – с каждым же не проведешь беседу.
Не поверите, но у нас запланирован целый месяц перед новым годом, когда мы устраиваем аудиенции сотрудникам из разных отделов и направлений компаний холдинга. Собирается Совет директоров, и мы практически с каждым сотрудником разговариваем: он заходит, делится впечатлениями, рассказывает о своем отделе, сколько проработал, какие плюсы-минусы, какие планы на будущее, какие предложения. Так выслушиваем почти всех.
Лояльные условия
А как появился холдинг?
Он зарождался пошагово. Все начиналось с одного рабочего места и с моего личного пребывания на нем: я был и секретарем, и бухгалтером, и менеджером, и директором, и учредителем. Начал я эту работу в 1998 году. Август тогда был, конечно, внушительным и запоминающимся, но я застал его, будучи в наблюдательной форме. А в октябре, когда уже что-то стало проясняться, я решил, что пора начинать самостоятельную деятельность. Дальше пошел постепенный рост, появился еще один сотрудник, еще один… В тот период мы оказывали консалтинговые услуги в сфере сертификации товаров и услуг. Потом поняли: к сертификации можно добавлять «растаможку», а значит, нужно оформить своего таможенного брокера. После этого выяснилось, что людям интересен процесс перевозки, мы сказали: о’кей, будем развивать процесс перевозки. Так собирался комплекс услуг.
Многие хотели бы так планомерно развиваться, но не у всех получается. 
Что тут скажешь, у каждого могут быть свои сложности или непреодолимые препятствия, могут быть совершенно разные причины. А мы старались работать на будущее, закладывали фундамент. И очень четко понимали, чего хотим добиться. Когда запускали перевозки, просто знали, что нужно, – нам была очевидна потребность. И не ошиблись. Потом поняли, что есть перевозчик, есть брокер, есть орган по сертификации, значит, нам еще необходимо предоставлять услуги по хранению товаров. Сейчас у нас склады по всей России: и в Санкт-Петербурге, и в Подмосковье, и в Новороссийске, есть строящиеся складские объекты.
Неужели не было никаких проблем в становлении?
Да, не было проблем (улыбается).
Никто не поверит.
Ведь что такое проблемы – это что-то непреодолимое, а у нас были просто сложности и небольшие препятствия, которые мы преодолели благодаря целеустремленности, упорству и профессионализму сотрудников. Ну, если хотите, напишите, что были проблемы. Например, в связи с расширением компании было сложно подобрать в коллектив сильных профессиналов. Подходит?
А тот же 2009 год был сложным для всех. 
Естественно, эта ситуация и нас не обошла стороной. Но мы, к счастью, располагаем головой на плечах и надежными клиентами, которые, да, обратились к нам в тот момент за помощью, за пониманием – сдвинуть определенные сроки по взаиморасчетам. Мы нашли правильное решение: приняли сторону партнеров, поддержали клиентов.
Вы называетесь «МРТ». У вас название похоже на медицинское обследование.
Да, именно такая мысль вначале и была: «МРТ» как «магнитно-резонансная томография» – потому что мы прозрачны. Мы решили, что должны быть понятны и удобны для клиентов. А потом уже волею судеб в группу вошла давно существующая компания с названием «Межрегионтест», и мы поняли, как все удачно сошлось по названию. В целом же у нас клиенты получают услуги быстро и гарантированного качества. Мы имеем все государственные аккредитации и выдаем документы государственного образца. Мы, конечно, очень дорожим таким доверием к себе и четко соблюдаем все стандарты сертификации. Наш холдинг – это целый комплекс услуг и доверительное отношение. В этом и есть существенное преимущество, это упрощает клиентам и нам самим работу по сертификации, если, конечно, клиент пользуется несколькими нашими услугами.
Как сейчас обстоят дела с сертификацией после организации Таможенного союза? 
Сертификация стала более жесткой: союз исключил многие компании, выдававшие сертификаты налево и направо. В результате с рынка вычистили множество некачественного товара. Кроме того, теперь компании могут растаможивать груз в любой стране и распространять товар на территории союза без ограничений, что, согласитесь, гораздо удобнее.
Общий вектор

 

 

У вас были расхождения, разрывы с партнерами?
У нас абсолютно не было никаких расхождений, мы всегда принимали консолидированные решения, правильные, взвешенные. Есть такая присказка: умный человек – это надолго, а дурак – это навсегда. Мы в нашем партнерстве всегда любим друг над другом подшучивать: как бы не перейти из одного сектора в другой, понимаете? Можно и в левых, и в правых оказаться, а можно и наоборот. Что касается нашего «терапевтического отделения», мы старались всегда найти общее решение, которое устраивало бы всех участников бизнес-процесса.
Вообще, партнерство – это непростая история. Что здесь важнее всего?
Как минимум, надо понять, что у вас с партнером – общий вектор мышления, достижения и видения того результата, к которому вы идете. Это очень важно. Если партнеры на своем старте уже имеют разное понимание результата, то данный бизнес имеет определенные, иногда совсем короткие, временные рамки. Если мы говорим про нашу группу компаний «МРТ», то партнеров по всем направлениям бизнеса мы знаем очень давно. Мы – люди одной команды и одного понимания целей. А вообще, если два партнера в процессе развития изменили свое понимание целей, то, конечно, это – критический момент для бизнеса. Тогда побеждает сильнейший – тот, за кем пойдет команда. Команда выбирает лидера, а не лидер выбирает команду.
А еще в любом деле важна интуиция. Для меня – это внутренний голос, способность слышать себя. Без интуитивного чутья задача сильно усложняется. Иногда предлагают какие-то варианты, решения, а ты вдруг нутром понимаешь: что-то здесь не то, не так. Я много раз избегал осложнений ситуации, просто доверяя своему внутреннему голосу.
У вас лично какие цели?
Мои личные цели – это благополучие моей семьи и моего коллектива, потому что мой коллектив – это моя вторая семья. Вот это моя жизненная цель. Если я эту цель буду в другом виде использовать, то можно сказать, что все будет ошибочно. Так что моя личная цель – это благополучие моих близких.
А цель холдинга?
Быть первым в той деятельности, которой мы занимаемся. По многим направлениям мы и сейчас занимаем лидирующие позиции. И мое правило – только вперед. Идти только вперед, развиваться, быть сильнее, профессиональнее, опытнее, мощнее, грамотнее, человечнее.
Человечнее?
Да, конечно. У нас, например, много молодых людей работает, в районе 25 лет, и они знают, что не всегда будут наемными сотрудниками или на младших должностях. У них есть право выделиться, стать руководителями. А то получается, что человек приходит в компанию и говорит: если я не ваш родственник, значит, мне никуда не пробиться. Это ошибка. У нас в компании – индивидуальный подход к каждому сотруднику. Обращаем особое внимание на здоровье. Социальный пакет очень важен. Ежегодно мы выдаем премии и вручаем разные подарки – и маленькие, и большие: в этом году лучшему сотруднику подарим автомобиль.
Вы знаете, я хочу, чтобы люди, которые увидят это интервью, особенно подрастающее поколение бизнесменов, которое верит в будущее – свое, своего бизнеса, своей страны, понимали: безусловно, будут сложности в периоде становления, но пугаться не надо. Нужно больше вовлекать себя в бизнес-индустрию для того, чтобы принимать участие в развитии общей экономики страны.
Жизненные составляющие

 

 

Что составляет вашу жизнь кроме работы?
Ой, да много всего. Я человек творческий. Занимаюсь спортом, люблю автомобили. Люблю прогулки по городу. Но прежде всего я семьянин. Стараюсь больше проводить времени с семьей. Выезжаю с близкими или друзьями на лошадях на природу. А поскольку основные мои национальные корни – армянские, конечно, люблю гостей и застолье. Но все в меру. Я православный, сейчас – пост, поэтому соблюдаю правила поста. Я считаю себя человеком Российской империи в первую очередь. И я патриот страны, в которой живу и которая дала мне возможность реализоваться как личности и как профессионалу. Всегда переживаю общие для всех сложности и радости. Вот зимняя олимпиада и наша команда порадовали очень.
Ваша активность – она из детства?
У меня как у любого среднестатистического россиянина было скромное детство. Конечно, не было тех возможностей, которые есть сейчас и которые могут получить наши дети. Но мне всегда хотелось внести какой-то вклад в развитие своей семьи и себя самого. У меня всегда была активная жизненная позиция, я принимал участие практически во всех мероприятиях, которые могли дать положительный результат моему окружению или какому-то делу.
Часто у бизнесменов в детстве бывают первые случаи предпринимательства. У вас были? 
Да, у меня что-то похожее началось лет в семь. Наша семья жила в Ростове-на-Дону совсем не богато. А город славится абрикосами. Мы с другом почти тайком собирали в нашем саду абрикосы и на тележке возили их продавать на базар. Хотя взрослые активно возражали, но нас было уже не остановить. Так что если есть желание, стремление и нужда, появятся и реализация, и возможности.
А есть что-то самое главное, что вами движет?
Я иду по жизни с верой, я верю в Бога и считаю, что духовная сила, сила внутри самого человека, полная гармония – это и есть те жизненные составляющие, которые будут работать на твой результат и помогут пережить любые сложности.
Интервью Тимофей Кареба, Светлана Морозова
Автор фотографий/иллюстраций Юрий Цой
Материал опубликован в журнале Chief Time#34, март 2014 год