АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Дмитрий Жуковский

Председатель совета директоров холдинга «ВОДОПАД» рассказа л ЧД о творческом процессе в управлении предприятием

Дмитрий, в юности ваша жизнь была связана с морем. Но 20 лет назад вы резко сменили профессию и двинулись в охранный бизнес. Причем начинали с нуля, самым обычным охранником. Почему выбор пал именно на сферу безопасности?

Ну, вспомним, когда это было: это же девяностые годы! Огромная безработица! Пароходство, где я трудился, распалось, мне элементарно хотелось где-то работать и как-то себя обеспечивать. Поэтому и была выбрана охранная деятельность, которая только зарождалась в тот момент. В 1992 году вышел закон, который разрешал юридическим лицам создавать охранные предприятия. И фактически с этого момента все началось.

Стартовал я с самой первой ступени как наемный рабочий. В начале 2000-х возглавил подразделение охраны и инкассации в одном из крупных банков. И уже оттуда плавно переместился в ≪Водопад≫. Время было интереснейшее, ведь самое начало охранного бизнеса, зарождение целой отрасли! Когда появились электронные торги, мы одними из первых начали осваивать это поле деятельности, и, надо сказать, успешно. Итог – довольная внушительная клиентская база и новая разветвленная система управления самим предприятием. Период становления компании стремителен, тяжел, но как интересен! Я очень признателен тем сотрудникам, которые вместе со мной шли, просто веря в меня.

Можете оценить, что вам помогло удержаться и выжить?

Мне всегда был интересен результат. Неважно, чем ты занимаешься, важно добиваться максимальных успехов и подходить к работе творчески.

Какое творчество может быть в службе безопасности? Вы создаете компанию-механизм, следите за ее работой. Это же достаточно рутинная вещь?

Это прежде всего бизнес, бизнес в сфере услуг. Любой вид деятельности после налаживания процесса становится рутиной. Если деятельность охранного предприятия сводится к выставлению охранника и обеспечению выезда ГБР (Группы быстрого реагирования – Прим. ред.), то это болото. Если ставить перед менеджером задачу создать сеть безопасности на заданной территории и минимизировать издержки, то множество переменных однозначно обеспечат творчество. Чтобы создать по-настоящему динамичное предприятие с эффективным менеджментом, скорее всего, потребуется менять мышление людей. Прежде всего, нужно научиться в рабочее время жить работой. Свои личные нерешенные проблемы могут сорвать общее дело. Необходимо дать возможность сотруднику в них разобраться, может быть, даже помочь. Нормальный человек злоупотреблять не будет, а бездельников не держу.


ДМИТРИЙ ЖУКОВСКИЙ родился 2 апреля 1973 года в Ленинграде, окончил Ленинградское арктическое училище и Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет по специальности инженер. Женат, двое детей.


Еще одно важное умение – самостоятельно формулировать для себя свою идеальную цель. Я – первый фантазер в компании. Сначала рассказываю всем, как было бы здорово, если бы… Потом постепенно все вовлекаются в игру, и вот мы уже на полном серьезе обсуждаем детали предстоящей работы! Бизнес – это безусловное творчество. Хороший управленец должен быть и режиссером, и создателем спецэффектов, и благодарной публикой для своих сотрудников.

Очень часто получается, что бизнес, которому посвятил себя человек, так или иначе связан с его детскими мечтами. Не думаю, что в школе вы хотели стать владельцем охранного предприятия. Наверное, другая мечта была?

Да уж точно, об охранной службе я не мечтал. Книги – приключения, исторические романы – это половина моего детства. Вторая половина – спорт, в первую очередь плавание. Было немного страшно, что я не чувствую какой-то особой тяги ни к одной профессии. Хотя подобные страхи в юности очень легко перекрываются внешним максимализмом: если быть финансистом, то, конечно, как Фрэнк Каупервуд (герой ≪Трилогии желания≫ Т. Драйзера – Прим.ред.), если путешествовать по миру, то на всякий случай надо научиться выживанию на Таинственном острове, если управлять Францией, то лучше стать серым кардиналом, чем королем.

Некоторые детские увлечения остались со мной на всю жизнь. Помню, хотел стать инженером или геологом. Я и сейчас очарован камнями: коллекция минералов Северо-Запада у меня довольно приличная. Но настоящая страсть – нумизматика. Очень интересно все это разыскивать, изучать.

А как же «я – инженер»? От этой мечты вообще ничего не осталось?

Меня всегда интересовали механизмы, из чего они состоят, почему одна деталь крутится быстрее, другая – медленнее. И это мне пригодилось, потому что без инженерного мышления было бы сложно создавать какие-то управленческие схемы, строить логические цепочки. Ведь любая компания – это, прежде всего, коллектив, конкретные люди, которые по-разному ≪крутятся≫, но в итоге мыслят в одном с тобой направлении. Без них ты ничего не сможешь добиться. Все увлечения нашли свое место в моей взрослой жизни, поверьте.

Но коллективу, чтоб он мыслил в одном направлении, всегда нужен лидер. Порой авторитарный. Или вы за демократию?

Авторитарное управление просто необходимо на стадии становления. Потому что иначе ничего не получится. Я пробовал демократичный путь, но, к сожалению, он приводит к весьма печальным последствиям. Людям начинает казаться, что они сами без своих коллег могут чего-то достичь, а в результате решаются только краткосрочные тактические задачи. Предприятие не имеет стратегии, не строит каких-то долгосрочных планов и перестает развиваться. Именно поэтому нужен лидер, который эту стратегию обеспечит, задаст направление. У нас есть свой автопарк, для охранного предприятия – это нормально. Ну, а раз машины имеются, почему бы не создать таксомоторную компанию? А почему бы не сдавать их в аренду?

Неожиданно. Кстати, расскажите о направлениях, которые существуют в холдинге.

На самом деле их уже достаточно много. Ведь даже обеспечение безопасности разделено на несколько отраслей: физическая охрана, мобильное реагирование, информационная безопасность. Есть отдельные структуры, которые занимаются недвижимостью, инвестициями. И я совершенно не исключаю, что через определенное время мы решим развивать еще какой-то совсем уж отдельный вид деятельности. Может быть, швейное производство. Или услуги клининга. Когда у нас в компании возникает проблема, и рынок не дает нам на нее адекватных ответов, мы начинаем продумывать свой вариант решения, максимально удобный для нас. А потом это решение перерастает в отдельное подразделение компании и существует самостоятельно.


ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОПАД» было создано в августе 1998 года. Сегодня это уже многопрофильный холдинг с широким спектром услуг, работающий не только в Санкт-Петербурге, но и в регионах России.


Если говорить про обеспечение безопасности, что в этой сфере вы делаете лучше, чем конкуренты?

Приведу только один факт: именно нашей компании власти Санкт-Петербурга поручили охранять такой знаковый для города объект, как стадион ≪Зенит-Арена≫. Это было очень серьезное решение и для них, и для нас, потому что требовалось не только выставить людей, но и возвести разнообразные технические укрепления, установить специальное оборудование, привлечь кинологическую службу… да все современные методы обеспечения безопасности. К тому же требовалось хорошее знание миграционных законов, опыт поддержания порядка в общественных местах – на объекте трудится огромное количество людей. Фактически с нуля предстояло запустить пропускную службу, оборудовать КПП, выдать проксикарты тысячам людей. И все это в рекордные сроки, буквально за 1–2 дня. Другие компании просто не были готовы к таким объемам, а мы справились. Работали, конечно, сутками. Но коллектив остался доволен: ≪Ведь мы смогли!≫ Вот этим ≪смогли!≫ мы и отличаемся от конкурентов. Потому что умеем работать комплексно, сразу во всех сферах безопасности.

А человеческий фактор: ваши рядовые охранники чем-то отличаются от коллег из других структур?

Прямо скажу – ничем! Это те же самые люди, которые, может быть, вчера работали у моего конкурента, а сегодня пришли ко мне. Или наоборот. Это один рынок. И отличаться каким-то качественным составом рядовых работников здесь в принципе невозможно. Разница в менеджменте, который организует работу охранников. Именно он характеризует предприятие.

Есть в компании «Водопад» важные лично для вас корпоративные ценности?

Основная ценность нашего коллектива – его целостность. ≪Водопад≫ – это большой организм, клетками которого являемся все мы. Каждый человек ценен. Если человек не проявляет себя на своем рабочем месте так, как я рассчитывал, значит, возможно, это моя ошибка – я не на ту должность его назначил. Все люди в чем-то талантливы, и если я угадываю сильные стороны сотрудника, это для меня огромное удовольствие, а личный успех каждого сотрудника – хорошая заявка на победу всей компании.

Бывает такое, что заказчики требуют невозможного?

Невозможно обеспечить безопасность за три копейки. Я очень сочувствую директорам государственных учреждений, охрану которых выигрывают на электронных торгах непонятные фирмы по самой низкой цене. Но это реалии сегодняшнего времени. Нужно учиться грамотно формулировать техническое задание своей заявки на охрану, чтобы спать спокойно. А если говорить о безопасности вообще, то недавно мы с удивлением обнаружили, что патрульно-постовая служба намного привлекательнее для заказчиков, чем группы быстрого реагирования. В итоге мы почти отказались от мобильного реагирования и перешли на ППС, это хорошо, кстати, для обеспечения порядка в городе в целом: сотрудники частных охранных фирм имеют право пресекать правонарушения где бы то ни было, с последующей передачей хулиганов полиции. Полиции хватает дел, они должны заниматься серьезными преступлениями. Думаю, широкое привлечение ЧОП к охране многоквартирных домов могло бы решить проблемы и с ≪весельем≫ по ночам у соседей, и с безопасностью во дворах.

Жители зачастую просто не обращают внимания, что предлагает им обслуживающая дом компания: просто домофон, службу консьержа или охрану. Домофон – уже обязательная опция, здесь без претензий. Услуги консьержей – на мой взгляд, обеспечение рабочих мест для самих консьержей. Что они могут сделать, кроме как не пустить агента с рекламными листовками? Я сам живу в доме, где почти 1000 квартир. Без забора и шлагбаума. Но на территории круглосуточно три охранника: один следит за камерами, двое обходят дом и детскую площадку. Если бы соседние дома тоже были на обслуживании охранной организации, отпускал бы ребенка одного в школу. И кстати, считал бы свой район безопасным.

Хорошо, а если взглянуть на тему безопасности шире? Есть какие-то ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание всем предпринимателям?

В первую очередь – следить за изменениями законодательства. Второе – двигаться вперед даже в условиях экономического кризиса.

Но отдыхать от работы все-таки нужно?

Конечно! Я считаю, что после определенного времени, скажем, в шесть часов вечера, любой предприниматель должен вспоминать, что он еще отец, муж, сын. Да, ты все равно будешь думать о бизнесе. Даже ночью можешь встать с мыслью: ≪Вот там я что-то неправильно сделал!≫ Но это не освобождает тебя от семейных обязанностей. Потому что семья важнее всего. Иначе ради чего и кого ты все это делаешь? Не ради себя же! Конечно, ты можешь сказать себе, что ≪я смог≫, и все здорово, но другим тоже надо донести частичку этой радости. Хотя бы в виде игрушки для ребенка, купленной по дороге домой. Или взять всю семью в охапку и рвануть куда-нибудь на пляж. Мы ведь все примерно об этом мечтаем. Мечты откладывать нельзя.


Интервью: Тимофей Кареба
Фото: Юрий Цой
Материал опубликован в журнале «Человек Дела» №1 (15), январь-февраль 2017