Анна Воскобойникова
Жесткий бизнес с женским лицом
Amaday
Cобственник и генеральный директор компании Amaday, рассказала Chief Time о том, насколько важны забота, честность и принципиальность, как женские подходы помогают в жестком «мужском» бизнесе. А также о секретах того, как всего за пять лет успешно развить частную компанию таможенного представителя.
Бизнес-способности и лидерские качества у предпринимателей проявляются по-разному: кто-то искрит идеями и активен со школьной скамьи, а кто-то открывает это в себе значительно позже. Как было у вас?
Все складывалось постепенно, видимо, еще действительно со школы. Мне было интересно заниматься общественной работой, активно участвовать во всех сферах жизни. Оглядываясь назад, я не могу сказать, что страстно хотела стать ведущей, но я и не ведомая, мне просто очень хотелось что-то делать. В моей школьной биографии есть должность и секретаря школьной комсомольской организации, и председателя Совета дружины, а про летние пионерские лагеря можно и не говорить.
Да, все очевидно. А далее?
Примерно в 1999 году волей судьбы я попала в околотаможенный бизнес и до 2007 года работала в нескольких крупных компаниях, которые были первопроходцами в этой сфере. В эти годы я шла, что называется, по карьерной лестнице, от декларанта до заместителя директора. Это было невероятной школой. Я абсолютно уверена, для руководителя очень важно знать дело, которым он управляет. Без лести себе, я его знаю от и до. А где-то в начале 2007 года, видимо, «пробил час икс» – когда несколько человек, включая и меня, поняли, что способны на большее: мы решили создать собственную компанию. Правда, практически с самого начала кое-что пошло не совсем так, как мы задумывали, но вполне возможно, так даже к лучшему – практически сразу произошел отбор и отсев людей, включая некоторых предполагаемых учредителей. Я очень благодарна судьбе, что в тот момент рядом оказался мудрый и опытный человек, которого я знала очень давно. Он очень помог своими советами.
Знаете, я никогда не думала, что мне придется заниматься своим бизнесом. Изначально я и в нашей команде не была главной, но вскоре жизнь распорядилась так, что управление компанией полностью перешло в мою зону ответственности. Это случилось в 2010 году, когда наши с партнером пути разошлись. Это вспоминается немного с грустью, но, к счастью, разошлись спокойно и с миром. Большая часть сотрудников предпочла остаться со мной. В общем, как видите, я сама не сильно стремлюсь, судьба подводит и распоряжается, а я принимаю ситуацию на себя.
Насколько тяжело управлять бизнесом в этой сфере?
Вы правы, это непросто, особенно женщине. Наш бизнес – мужской, правила в нем – мужские и местами довольно жесткие. Но если ты профессионал и знаешь правила игры, создал команду, то можно добиться серьезных результатов. Я начинала работать, когда этот бизнес только возник. За десятилетие многое изменилось: и законодательство, и экономическая обстановка в России. Стало понятно, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы занять серьезные позиции в этом сегменте. А потом – помните, у меня богатый опыт активистского детства (улыбается).
Помогает или мешает в бизнесе гендерный фактор?
Может, кому-то и мешает, мне, скорее всего, в большинстве случаев помогает. Я думаю, что женщина обладает несколько лучшей интуицией, чем мужчина. К тому же в ее «арсенале», как мне представляется, могут успешно работать те средства, которые мужчине использовать трудно, а порой и не очень уместно. Вы же понимаете, что женская улыбка – это не мужская. Она помогает разрядить обстановку на переговорах, быстрее повернуть дело в конструктивное русло, проще погасить конфликт. Главное в такие моменты помнить, что эти «женские секреты» не заменяют профессионализма, они могут только поддержать.
Если же говорить о профессиональных навыках, которые полезны в коммуникации, – в юности я окончила Институт культуры имени Н.К. Крупской (сейчас – Санкт-Петербургский университет культуры и искусств), по специальности «режиссер». Правда, в культурной богеме задержалась ненадолго. А теперь профессиональные знания и навыки помогают мне на переговорах. Жизнь же, как спектакль, проходит в основном по определенным законам, и если ты их знаешь, видишь, то работать с людьми немного проще, иногда можно кое-что и срежиссировать.
Большая конкуренция и серьезные соперники наверняка накладывают отпечаток на деятельность компании. Есть ли у вас какие-то особенные приемы, секреты успешной работы в таможенной сфере?
Мой опыт работы убедил меня в том, что цена ошибки в нашем бизнесе очень высока: грозит и потерей клиентов, и утратой доверия в сфере деятельности, поэтому, чтобы успешно развиваться, особые приемы и правила должны присутствовать. Конечно, они есть, и наша команда нашла оригинальные способы работы на конкурентном поле, но я бы хотела сказать об одном очень важном для меня принципе. Знаете, бывает, что мне, как и многим людям, свойственны сомнения: как поступить в той или иной ситуации. В таких случаях вспоминаю слова австрийского писателя Карла Крауса: «Если не знаешь, как поступить, – поступай правильно». Как раз для того, чтобы поступать правильно, я выработала для себя и компании важное правило. Его суть в следующем: не делать ничего во вред своей стране. Я понимаю, что это может выглядеть как красивый девиз для статьи, но думайте что хотите, это важно для меня. Я верю в то, что все возвращается, понимаете? Мы живем не одним днем. Завтра все может поменяться, помните, как у Оскара Уайльда – из принца в нищего и обратно. Конечно, я живу не в сказке и не в другой стране, и я не принижаю коммерческой, материальной функции предпринимательства, но у меня в глазах доллары не «щелкают». Есть замечательная фраза, не помню, кто сказал, но она мне очень нравится: «Если деньги – всё, что вам нужно, то это всё, что вы получите». Я только за деньгами не бегу, и я не поведу нашу компанию против своего принципа работы даже ради очень больших денег. Предпочитаю жить и работать так, чтобы наша компания была чиста перед клиентами и всеми, кто так или иначе с нами связан.
Есть ли какой-то особый подход к взаимодействию с клиентами?
К каждому клиенту у нас индивидуальный подход и душевное отношение, но это, опять же, для кого-то просто красивые слова. Да, у компании Amaday есть собственные наработки и методы в сфере логистики и таможенного оформления товара, которые помогают экономить и деньги и время клиента. Но есть и еще кое-что, не менее ценное. Вот как показатель – наши клиенты забегают к нам просто кофе попить. Или вот еще. Взяли мы и устроили большой корпоративный выезд в Турцию, пригласили партнеров, устроили там конкурсы, розыгрыши. В этом нет никакой коммерции, просто так жить и работать приятнее. Коммерция потом сама прибывает.
А с сотрудниками? Вы предпочитаете брать на работу «готовых» профессионалов или растите их в коллективе?
Профессионалов можно перекупить из других команд, но это вовсе не гарантирует успех. Пример: выньте из часов «Брегет» золотую шестеренку и вставьте ее в другие часы, и они не пойдут, или пойдут, но хуже. Так и бизнес, как механизм часов, строится не на отдельных «звездах». Главное для нас – команда людей с горящими глазами, которые любят это дело.
Мы готовы брать на работу людей без опыта. Если медведя можно выучить кататься на велосипеде, то человека с желанием работать и здоровыми амбициями можно сделать профессионалом. Кого-то отпускаем, правда, всегда после долгих разговоров, а кого-то уговариваем и мотивируем до тех пор, пока человек не соглашается и остается.
Вы либеральный или авторитарный руководитель?
Точно не авторитарный. К каждому члену команды надо относиться достойно, с добротой и заботой. Я не приемлю крика и жестокости от лидера. В моей жизни был опыт работы с авторитарным руководителем. Соглашусь с тем, что этот стиль помогает достигать больших целей, развивает профессионализм сотрудников, делает их более стойкими. Но мне не хочется, чтобы у меня в компании была атмосфера, уничтожающая инициативность и креативность сотрудников.
Если в жизни компании есть доброта и забота со стороны руководителя, то и увольнения – редкое явление?
Мне тяжело увольнять людей, всегда уговариваю их остаться. За редким исключением: воровство или предательство, откровенная намеренная ложь приводят к непоправимым последствиям. Единожды солгав и предав, человек солжет и предаст во второй раз. Мы же работаем с государством и с серьезными клиентами, да еще в той сфере, где доверие потерять очень легко, а вернуть его практически невозможно.
Что вы цените в своей команде?
Честность и открытость – в первую очередь. Меня в людях очень привлекает любовь к жизни и вера в себя, которой они заражают окружающих, и меня в том числе. Еще очень здорово, когда сотрудники не боятся вызовов и нетривиальных задач.
На каких ключевых моментах вы основываете работу с командой?
Я убеждена в том, что прежде чем требовать чего-то от людей, нужно самому уметь это делать: так проще контролировать процесс и помогать сотрудникам. Это первый и очень важный момент. Второе правило, как мне кажется, заключается в соразмерности требований и уровня подготовки сотрудника: надо точно понимать, что может сотрудник, а что нет, и только потом возлагать на него ответственность и что-то требовать. Особого внимания заслуживает разрешение каких-то конфликтов в команде, хотя, к моему удовольствию, у нас таковых очень мало. Неавторитарному руководителю порой непросто найти оптимальный способ гуманного урегулирования разногласий в коллективе. Что делаю я? Никогда не позволяю отделам перебрасывать ответственность с одного на другой, жаловаться друг на друга. Не принимаю ситуаций, когда человек предлагает выбор, например, «или я, или он» в случае конфликта с кем-либо. Сразу отдаю предпочтение тому, кто не ставит условий.
Должен ли сотрудник быть преданным компании?
Руководитель одной крупной фирмы сказал: «Никакая преданность не стоит более ста долларов». Возможно, так и есть. Но все равно печально, когда учишь сотрудника, вкладываешься в него, а потом он, получив от тебя опыт и знания, уходит в другую компанию. Хорошо, что такое происходит не часто. Я, видимо, все-таки удачливый человек, мне повезло с сотрудниками. Люди в команде Amaday – как пазл, одна картина, причем, чтобы ее разрушить, нужно очень сильно встряхнуть, буквально разорвать. Всякое, конечно, бывает, но обычно у нас, знаете, как? Если у кого-то возникают трудности, то все бегут ему на помощь. У нас тут маленькое ЧП было, ковер загорелся. Так все бежали кто с чем, со стаканами, чайниками … Быстро потушили, без последствий. Правда, про огнетушитель никто не вспомнил, но это уже не важно.
Вы смогли за пять лет добиться очень серьезных результатов, причем в сфере довольно закрытой. Что помогает принимать правильные решения в бизнесе, в жизни?
До этого момента я не формулировала ответ на такой вопрос… Но, думаю, правил несколько. Первое: если начинаешь какое-то дело, то итогом должно стать достижение высшей ступени. Второе: если люди честны по отношению ко мне, я должна быть честна с ними вдвойне, а если люди нечестны по отношению ко мне, то это не значит, что я буду поступать с ними так же. Третье: с людьми надо разговаривать, пытаться их понять и убедить. А если не получается, то нужно уметь примириться с иным развитием ситуации, не таким, какое спланировала. Самое трудное для меня – принять то, что не в моих силах переломить ситуацию. Например, пустой номер объяснять взрослому человек, что лгать нехорошо. Правильно? А все равно примириться сложно.
Еще мне очень нравится высказывание Джорджио Армани: «Быть элегантной не значит бросаться в глаза, это значит – врезаться в память». Это, конечно, один из лучших советов женщине, который дал мужчина, но я стараюсь ему следовать не только как женщина, но и в рабочих моментах, как руководитель.
Это правила. А личностные черты, которые вам кажутся наиболее важными для успешного предпринимателя?
Внутреннее равновесие. Это очень важно. Четкое понимание, куда мы идем. Прямая и ясная дорога в мыслях. Если сильно колеблешься, то и себя изматываешь, и люди в растерянности. Так никуда не уедешь. Руководитель не должен сомневаться, во всяком случае, демонстрировать свои сомнения коллективу.
Для чего вы занимаетесь бизнесом?
А вот здесь, пожалуй, сложнее всего. Бизнес для меня – это способ существования. Способ самореализации, личностного и профессионального развития, стимул идти вперед. В общем, не просите у меня другого ответа, я так живу.
С чем вы связываете свое будущее? С какими новыми шагами в бизнесе и сферах деятельности? Может, немного о личных планах.
Конечно же, сейчас бизнес является одной из важнейших частей моей жизни. Многие мои планы связаны именно с развитием моей компании: это увеличение клиентской базы, расширение спектра услуг, удержание, а может, и развитие достаточно хорошего качества услуг. Но у меня есть семья, есть сын, он уже достаточно взрослый. Есть личные интересы. И я думаю, многое у меня получится.
Я всегда жалела, что у меня только один ребенок, мечтала о дочери. Сейчас серьезно задумываюсь о том, чтобы удочерить девочку, сын «за».
Текст: Анна Смелягина
Фото: Юрий Цой
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за август 2012 года