АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Андрей Нечаев

Вице-президент Российской гильдии риэлторов, генеральный директор ЦКН «Анком» о том, как сохранить «эффект присутствия», кто «обжигает горшки» и чем оборачиваются инвестиции

«Больше всего родители гордятся не собственными успехами, бизнесом, деньгами, которые ты смог заработать, — говорит Андрей Нечаев. — Больше всего они гордятся успехами своих детей». И, глядя на фотографии его дочери, Ксении Нечаевой, в мантии выпускницы Кембриджского университета, понимаешь, что повод у него для такой гордости вполне основательный.

Какой была дорога в Кембридж?

Непростой. Было бы неправдой сказать, что это та самая мечта, к которой мы упорно шли долгие и долгие годы. Скорее так сложилось.

Как в жизни Ксении появилась Новая Зеландия?

Она родилась в Улан-Удэ и девятилетней девочкой уехала туда с мамой. Дочь и расстояние – вещи, которые довольно сложно совместить. Конечно, трудно не видеть каждый день своего ребенка, но я всегда знал, как она живет. Мы по духу очень близки и даже на огромных расстояниях чувствуем друг друга. Очень часто общаемся либо по телефону, либо по скайпу. Так что был, если можно так сказать, эффект присутствия в ее жизни. Я знал, как дела в школе, где ее, светловолосую русскую девочку, еще не знающую английского языка, в лучшем случае просто не замечали одноклассники. Кстати сказать, позднее из четырех «золотых» знаков, которые выдаются лучшим ученикам, первые два она получила именно за английский язык. Я всегда настраивал ее на то, что надо учиться и обязательно закончить 13 классов.

?

Система образования в Новой Зеландии отличается от нашей. Обязательным является образование от 6 до 16 лет, далее – на личное усмотрение. В 9-13-х классах уже готовят к поступлению в университеты и политехнические институты. И еще один момент. Каждый год результаты учебы уходят в министерство образования. Договориться, чтобы потом, перед выпуском, изменить эти баллы, никогда и ни за что невозможно. Ученика не будут называть дураком, но, доучившись до определенного уровня, если баллов окажется мало, идти куда-то дальше он уже не сможет. И в средней школе она начинает добиваться первых успехов и продолжает учиться дальше. Я видел, что она старается активно развиваться, хотя, конечно, не считал, что она на самом деле чем-то выделяется. Может, условия заставили. Я точно знаю, как непросто ей все давалось. Ей рано пришлось стать самостоятельной.

Знаю, что с десяти лет Ксюша сама прилетала домой каждый год.

Да. Каждый этот перелет – сплошные переживания. Но очень к папе хотелось, как она говорила. Кстати, приезжала она летом. Ну то, что у нас лето – у них зима. Каникулы маленькие, так что потом приходилось нагонять учебную программу. Как бы то ни было, в душе она – русская. Она и там всех удивляет своей простотой, открытостью. Бывать дома в России ей очень нужно. Так же, как и мне нужно, чтобы она хоть и недолго, но была рядом. При этом она воспитана уже в тех традициях.

Итак, она успешно закачивает полные 13 классов школы Howick College в Окленде, с уклоном на экономику и бухгалтерию. Причем, замечу, в этом классе училось всего десять человек. И поступает в университет University of Auckland, самый большой и престижный в Новой Зеландии, занимающий первое место среди всех университетов страны. Точнее, в его бизнес-школу, занимающую 30-е место в рейтинге бизнес-школ мира, на коммерческий факультет.

И тогда вы стали думать о Кембридже?

Об этом даже речи не было. Училась на бакалавра, поначалу не особо и нравилось. Все думала, может, куда перейти. И под конец как озарило – понравилось учиться. Потом говорила, «какая, мол, я была глупенькая, мне даже стыдно сейчас на эти оценки смотреть». Хотя, если по нашим меркам, была там одна тройка и две четверки. Повзрослела, многие вещи стала понимать лучше, что меня, безусловно, очень радовало. Через три года получила степень бакалавра. И решила поступать в магистратуру по специализации «интернациональный бизнес». Группа из 26 человек, весь класс был набран из разных стран – лучшие из лучших. Она единственная училась как гражданка Новой Зеландии, остальные из Европы, Америки, Азии, Германии. И в то же самое время работала по 30-40 часов в неделю в фармацевтической компании. В год принесла более $5,5 миллиона в заказах, работала с клиентами из Сингапура, Китая, Австралии, Америки, Европы. Ксюша лично знает премьер-министра Новой Зеландии. Выиграла конкурс лучшего экспортера года в 2011 г.  – потом мне показывала фотографии с первых страниц газет в Новой Зеландии.


Ксения Нечаева родилась в г. Улан-Удэ в 1991г., в 2000 г. уехала на ПМЖ в Новую Зеландию. В 2008 году закончила школу «Howick College» в Окленде, в 2009 — поступила в бизнес-школу университета «University of Auckland». В 2012 году получила диплом бакалавра «Bachelor of Commerce, Double Major in Management and Marketing» и поступила в магистратуру «Master of International Business», специализация: интернациональный бизнес. Во время учебы работала в фармацевтической компании. В 2014 году получила диплом «Master of International Business with First Class Honours». В том же году поступила в аспирантуру «University of Cambridge», окончив ее с отличием. Сейчас работает в компании COTY как Trade Marketing Manager (менеджер по торговому маркетингу), отвечая за два самых престижных бренда «Sebastian Professional» и «Sassoon Professional».


Она успешно заканчивает, получив диплом Master of International Business with First Class Honours, став единственной на факультете, кто окончил его с таким дипломом. Получила самые высокие оценки за свою диссертацию, куратором которой была Snejina Michailova, очень известный профессор в сфере интернационального бизнеса. После она предложила подготовить научную статью на базе проведенных исследований. Чуть ли не год готовилась эта статья, которая потом была опубликована в финансовом ежегоднике International Finance Review — авторитетном международном издании, специализирующемся на международных финансовых рынках. Это было очень круто! Ведь многие маститые профессора этого университета даже не мечтают о возможности издаться там.

Встал вопрос – а что дальше?

Конечно, один из вариантов – остаться в университете и писать докторскую диссертацию. Но мне всегда хотелось, чтобы она жила в Европе. И возникла идея – Кембридж. На взгляд Ксюши – совершенно невозможная. Ну, это она так думала. Мы же с ее мамой как истинно русские люди, памятуя о том, что не боги горшки обжигают, думали иначе. Говорили, подавай документы. Ведь мы же как рассуждаем – главное – ввязаться в войну, а там, глядишь, и… Не прибавила оптимизма встреча и консультация с известным лондонским профессором, который сказал: «Нам не нужны академические Toyota, нам нужны академические Ferrari». Но как бы то ни было, она поступила в магистратуру University of Cambridge на специальность Master of Strategy, Innovation and Organisation. Эта магистерская степень впоследствии дает возможность защищать докторскую диссертацию. На эту специальность в 2014 году было подано 950 заявок, а принято было всего 16 человек. Отбор был очень строгий. Кембридж, как известно, основан в XII веке и состоит из 32 колледжей. Ксения поступила в колледж College Hristra «Christ’s College», который также закончили очень известные ученые и нобелевские лауреаты, такие как Чарльз Дарвин, Джон Милтон и др.

Я вот что думаю. Кто-то, читая эту статью, подумает: а чего в Англии не учиться, если папа может все оплатить? Сразу скажу: не тот случай. Конечно, и в этом университете возможно учиться только благодаря тому, что способен это самое обучение оплатить. Но на этом уровне такой подход просто невозможен. Хоть с миллионом приди. 16 человек, что учились в группе, были лучшими студентами лучших университетов мира. Они заслужили эту возможность благодаря колоссальному собственному труду.

Опять же, для того чтобы родители гордились своим ребенком, не обязательно учиться в таких престижных университетах мира. Можно быть отличным музыкантом, художником, доктором, обучаясь в любом другом университете, в том числе и в России.

Учиться было сложно?

Очень. Она сильно старалась, и за очень короткое время самостоятельно полностью переписала свою диссертацию. Кстати, получила одни из самых высоких оценок в классе. Прибавился еще один диплом – Master of Philosophy, Innovation, Stratеgy and Organisation.

Причем, во время этой напряженной учебы даже съездила от Кембриджа на танцевальный конкурс в Париж, третье место там заняла.

Может показаться, что жизнь Ксении состоит сплошь из конспектов и учебников.

Что вы! Она совсем не «синий чулок». Во-первых, разносторонний, творческий человек. Она пишет, рисует, танцует… О танцах вообще разговор особый. Ксюша увлеклась латиноамериканскими танцами еще в школе. И весьма преуспела в этом. У нее многочисленные победы на чемпионатах среди профессионалов, она выступает и преподает. Это бешеные нагрузки, многочасовые тренировки. Я тоже занимался спортом и очень хорошо знаю, что путь к победе лежит через упорство и боль. Дотанцевалась до того, что уже не могла выходить на сцену без обезболивающих. Даже операцию пришлось делать. Во-вторых, очень общительная – у нее сотни друзей по всему миру. Так что жизнь у нее вовсе не скучная.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ИНВЕСТИРУЕТЕ В ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА, А ПОЛАГАЕТЕСЬ НА СЧЕТ В БАНКЕ, АКЦИИ, ЖИЛЬЕ, ЭТО МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ ВОВСЕ НЕ ТАК, КАК ВЫ РАССЧИТЫВАЛИ

Как сейчас складывается ее карьера?

Большинство работодателей считает выпускников Кембриджа, Гарварда, Оксфорда и т.д. отличными специалистами. Поэтому они очень востребованы. Хотя есть и такие компании, кто считает их «шибко умными», не умеющими работать в команде, т.к. они все индивидуалы. Ксюша была на собеседованиях в таких известных компаниях, как Royal Dutch Shell и Rolls-Royce Motor Cars Ltd. Но в 2015 году осталась жить в Лондоне и начала работать по приглашению в компании Procter & Gamble, в отделе профессиональной косметики Wella, начав с простого менеджера. Спустя всего 7 месяцев получила новую должность — Market Strategy and Planning Manager, то есть вплотную стала заниматься стратегическим маркетингом. Сейчас она работает на компанию Coty Wella как Trade Marketing Manager (менеджер по торговому маркетингу), отвечает за продвижение двух самых престижных брендов — Sebastian Professional и Sassoon Professional. Она ответственный, творческий и целеустремленный человек, настроенный на успех. Я думаю, ее карьера складывается довольно удачно. Но, опять же, как она сама решит. Все-таки уже думает о семье, и у нее есть молодой человек, с которым вместе уже три года. Что выберет? Не знаю. Она уже взрослая девочка – разберется сама (улыбается).

Андрей, не могу не спросить. Образование требует денег. И вы их вкладываете в это самое образование. Боюсь показаться циничной, но можно ли рассматривать своего ребенка как определенный коммерческий проект?

Я бы сказал – инвестиционный. Дело вот в чем. Если вы и обладаете каким-то капиталом или действующим бизнесом, это еще не является гарантией того, что ваши дети смогут продолжить все ваши начинания и преумножить имеющиеся сбережения. А уж гарантий вашим внукам и вовсе никто не даст.

Если вы не инвестируете в интеллект ребенка, а полагаетесь на счет в банке, акции, жилье, это может закончиться для ваших детей вовсе не так, как вы рассчитывали. Обычно то, что легко достается, так же легко и уходит. Конечно, эти инвестиции исчисляются материальными ценностями. Но этот, если можно так сказать, коммерческий проект, во-первых, не только мой, но и дочери. Во-вторых, в нем ведь есть и нематериальные инвестиции, такие как любовь, чувство защищенности, участие, сочувствие, теплота, которые во сто крат увеличивают проценты от каждого вложенного рубля. И результат от этого может быть гораздо больше, если учитывать коэффициент внутренней нормы отдачи, показывающий удовлетворенность, гордость и чувство выполненного долга инвестора.

Это понятно. А еще будет кому в старости «стакан воды» подать.

Не без этого, хотя, не дай Бог, конечно (смеется). Человек пришел в этот мир, чтобы посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка. И, заметьте, ничего не сказано о тех вожделенных временах, когда же наступит отдача от этих вложений. Так что говорить, что я в благополучную старость успешно вложился, было бы не очень правильным.  Меня больше заботит другое – чтобы все это помогло в жизни моей дочери Ксюше. Тогда и сам буду уверен – все получилось.