АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Возвращение Phantomаса

Chief Time испытал новый Rolls-Royce Phantom и выяснил у CEO британской компании, почему не стоит называть эту модель «автомобилем». 
Мир абсурден. Настолько, что счет за печать брошюр на новые модели самого роскошного автомобильного бренда можно назвать, пожалуй, наиболее низким во всей автоиндустрии. Дело в том, что легендарный Rolls-Royce выпускает свежие поколения с периодичностью российского автопрома, причем столь же бесценные. Только в случае отечественного бренда они ничего не стоят, потому что настолько плохи. А в случае Rolls-Royce – потому что каждый автомобиль можно сравнить только с произведением искусства, оценивать которое должны на аукционах Christie’s.

ф

Но все же, как британская королева не отстает от моды и регистрирует страничку на Facebook, так и Rolls-Royce изучает скрытые смыслы слова «модернизация». В 2012 году, после девяти лет производства флагманской модели Phantom, компания выпустила вторую серию этого воплощения монархии, нефтяных запасов и крайне удачных дотком-вложений.
РАЗРАБОТАТЬ НОВЫЙ ОБЛИК ДЛЯ МОДЕЛЕЙ ROLLS-ROYCE – ВСЕ РАВНО, ЧТО НАРИСОВАТЬ ДРУГУЮ ВЕРСИЮ БРИТАНСКОГО ФЛАГА

 

«Этот парень – единственный человек, способный на такое». Франк Тиеманн, директор по PR, садится на корточки у припаркованного Rolls-Royce и бросает фразу, как будто сам себе. Речь идет о двойной цировке – контрастной линии вдоль кузова 6-метрового Phantom Series II. Ее автор Марк Курт – живая легенда на заводе в Гудвуде. Все, к чему прикасается этот человек, моментально обрастает налетом эксклюзива: кисти для покраски – из волос лучших английских белок. Чтобы пальцы легко скользили по кузову – только отборный тальк. На каждую линию уходит не менее полутора часов. Робот сделал бы это за пять секунд. Так в чем же смысл – симулировать работу компьютерной кисти? «Марк добавляет индивидуальность, – продолжает Франк. – Робот нарисует ее по программе, абсолютно бездушно. Но этот человек оставит свою подпись, которая еще раз докажет, что каждый Rolls-Royce делают люди. За подобное готовы платить многие. Однажды нам пришлось отправлять Марка на Ближний Восток – клиент захотел себе цировку на Phantom уже после покупки автомобиля». В этом весь Rolls-Royce – британский бренд умеет сделать историю буквально из всего. Даже из тонких полосок вдоль кузова. Что уж говорить о новых моделях: человек, далекий от автоиндустрии, с трудом заметит отличия второй серии Phantom от первой. Но о ней говорят почти все, смакуя скромные новшества в дизайне и устройстве, словно в циферблат Биг Бена добавили электронные часы.
Разработать новый облик для моделей Rolls-Royce – все равно, что нарисовать другую версию британского флага. То есть, это бессмысленно и ни к чему хорошему не приведет. «Перед запуском второй серии Phantom мы спрашивали у наших клиентов, что бы они хотели изменить в этой модели, – рассказывает нам Торстен Мюллер-Отвос, СЕО Rolls-Royce. – Оказалось, что все пожелали оставить дизайн экстерьера нетронутым, а вот “начинку” под капотом освежить и модернизировать». Задачу «обновить, но не менять» дизайнеры отработали удачно: несколько новых линий в переднем и заднем бамперах, новые варианты колесных дисков. Самое «яркое» новшество – полоски светодиодов, которые заняли место круглых противотуманных фар. В основные фары тоже встроены LED-огни, а сам модуль стал еще более технологичным: свет фар меняет не только направление при вхождении в поворот, но также и форму – на малых скоростях световой поток растет вширь, освещая обочины и все, что может неожиданно выпрыгнуть на дорогу. На крейсерской скорости фары светят уже вдаль дороги. Мюллер-Отвос описывает метаморфозу Series II как «вдумчивый процесс, который позволит исключить то, что не является для модели жизненно важным, или даже то, что может испортить имидж Rolls-Royce». Проще говоря, дизайнер Rolls-Royce, как сапер – может ошибиться только один раз.
Торстен Мюллер-Отвос, CEO Rolls-Royce

о правилах «игры»в управлении

компании класса «ультралюкс»:

Rolls-Royce Motor Cars входит в концерн BMW Group, что позволяет извлекать пользу от его огромной и уникальной производственной сети. Но все же британская компания имеет важное отличие – Rolls-Royce стремится к индивидуальности и персонализации каждого собранного автомобиля. Любой Phantom или Ghost можно сделать таким же уникальным, как ваши отпечатки пальцев. Rolls-Royce больше синоним роскоши и успеха, чем автомобильной компании. Так что требования и правила совсем другие. Например, делать ровно на одну машину меньше, чем требует рынок. 
Удивительно, но рядом с Phantom, вполне сложным техническим устройством, говорить о механизмах не приходится. Разговор крутится вокруг одного: «сколько бутылок шампанского влезает в холодильник», «дерево можно выбрать любое – даже вымершее?», «в Maybach бокалы из металла, а тут из стекла?». И только когда оказываешься за рулем, беседы об овечьих шкурах вместо ковриков для ног остаются позади. Осязание переключается на главное техническое новшество – 8-скоростную коробку передач. Старый 6-ступенчатый «автомат» инженеры посчитали недостаточно плавным, хотя и его работа переносила для водителя смену шестеренок в разряд теории. Новая немецкая коробка ZF снижает расход топлива на 10% – почти на 2 литра со 100 километров. Может, цифра несущественная, учитывая стоимость Phantom, налоги и зарплату шофера. Но все же это значимый реверанс в сторону «зеленого» передвижения богачей по земле.
Главный совет для будущих владельцев Phantom Series II – никогда не уступайте место за рулем своему водителю или жене. Phantom слишком хорош, чтобы его водил кто-то другой, помимо обладателя двадцати с лишним миллионов рублей. Когда управляешь этим автомобилем, ты находишься в постоянном ожидании необычной и особенной поездки в жизни.
ДИЗАЙНЕР ROLLS-ROYCE, КАК САПЕР – МОЖЕТ ОШИБИТЬСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ
Впереди – полсотни километров шоссе вдоль моря, фактурный асфальт и два пассажира на заднем сидении, распивающих шампанское из ближайшего супермаркета. Установка очевидна: «Только не гони, а то расплескаем все по салону, потом заставят отмывать…». С одной стороны, ехать смиренно с 6,75-литровым двигателем и 460 л.с. под капотом невозможно – к тому же шкала запаса мощности (от 100 до 0%) подначивает положить стрелку «в ноль». А с другой – совсем не хочется залить дешевым «игристым» идеально сбитую кожу от одной из лучших кожевенных мастерских, даже если цвет салона и указан как «оттенок шампанского». Но Phantom позволяет тебе делать несовместимые вещи: ехать быстро, даже по горной местности, но плавно – настолько, что пассажиры будут сосредоточены только на выпивке. На руле в распоряжении водителя – кнопка «S», которая переводит коробку в более резкий спортивный режим («Нет-нет, произносить слово Sport по отношению к Rolls-Royce невозможно! Назовем это лучше динамичным режимом», – поправляет Франк). Пневмоподвеска заточена на гашение продольных и поперечных кренов, даже если вы решите стукнуть в пол педаль тормоза на 160 км/ч или тяжеловесный пассажир захочет пересесть с левого места на правое. Однако мелкие, но частые неровности «проглотить» полностью подвеска успевает не всегда (хотя компьютер просчитывает дорожную обстановку по 400 раз в секунду). Сказываются массивные 21-дюймовые диски – красивые, но вносящие свой увесистый вклад в проблемы неподрессоренных масс. Не стоит ожидать, что этот автомобиль превратит любой асфальт в идеальное душистое суфле. Или что Phantom сможет выключить для своих пассажиров законы физики, ведь за такие деньги, казалось бы, он должен быть способным и на это. Динамичный разгон до «сотни» за 5,9 секунды или же перегрузки на дуге поворота не пройдут незаметными. Но Phantom cделает все возможное, чтобы свести их к нулю. Да и если кому-то из пассажиров вдруг станет плохо, шофер, остановившись на обочине, сможет раскрыть над ним стильный тефлоновый зонтик, встроенный в двери….
Phantom, как и все, что делает эта компания, довольно сложно уложить в каноны автоиндустрии. Простой факт – в 2011 году компания продала больше автомобилей, чем в 2010-м, хотя с учетом старения моделей должно было случиться совсем наоборот. «Rolls-Royce не следует законам автомобильного жизненного цикла, – поясняет Мюллер-Отвос. – Это легко можно объяснить: наша продукция, скорее, предмет роскоши, который можно сравнить больше с ювелирными изделиями, вертолетами или яхтами, чем с другим автомобилем». Еще одна неожиданная тенденция – типичный клиент Rolls-Royce молодеет с каждым годом. «Тридцать лет назад богатство и возраст были более коррелированны, – продолжает глава компании, – а сегодня стало намного проще создать свою фирму с уникальными продуктом или идеями и занять нужную нишу. Поэтому уже среди 28-летних появляется все больше и больше богатых людей. Буквально неделю назад у меня состоялась беседа с одним молодым клиентом из России. Он сказал мне, что Rolls-Royce – “клевая машина”, и что он водит ее сам. Мы стараемся реагировать на эти изменения. Например, специально для клиентов iPhone-поколения создали приложение-конфигуратор, в котором можно “собрать” свой Ghost или Phantom мечты».
КОГДА УПРАВЛЯЕШЬ ЭТИМ АВТОМОБИЛЕМ, ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ПОСТОЯННОМ ОЖИДАНИИ САМОЙ НЕОБЫЧНОЙ И ОСОБЕННОЙ ПОЕЗДКИ В ЖИЗНИ
Классический салон Phantom неминуемо обволакивает тебя роскошью и сотнями часов кропотливой работы. Важный электронный апгрейд тщательно скрывается под кусками полированного дерева. Так, Series II обзавелась новым 8,8-дюймовым экраном, на который выводится обновленная система навигации (добавлены трехмерная ландшафтная карта и «виртуальный гид» с поиском интересных туристу объектов).
Хотя сколько бы дюймов и хрома ни впитала в себя вторая серия, в Phantom годы явно не берут свое. И через 10 лет вряд ли спрос на эту машину упадет настолько, что кто-нибудь предпочтет купить Bentley или уже раритетный Maybach. В Rolls-Royce начинка, километры в час и диодные полоски не имеют никакого значения. Главное – это работа bespoke-отдела, готового «сшить» каждый Phantom «по меркам» клиента. Rolls-Royce и до своего возрождения в 2003 году был настоящей «машиной пыток», которая сворачивала вслед своему силуэту по несколько шей случайных прохожих на каждый километр пути. Для этой компании достаточно просто держать столетнюю планку и оставаться таким, каким Rolls-Royce был всегда, – единственным автомобилем, достойным парковки королевского двора.

 

 

Что делает Rolls-Royce Phantom недоступным для 99,6% населения планеты: 
  • Выбор из 44.000 цветов кузова. За дополнительную плату можно заказать свой собственный – известен случай, когда клиент принес в салон лак для ногтей и попросил окрасить машину именно в этот цвет.
  • 43 детали из дерева для интерьера, выточенные вручную. Древесину можно заказать любой породы. На подбор деталей затрачиваются десятки часов: рисунок дерева левой половины салона должен зеркально отражаться в правой.
  • 75 м2 и 450 различных кусков кожи для обивки салона. Кожу используют только от быков, выращиваемых в Альпах. При отборе забраковываются куски даже с едва заметными укусами комаров.
  • 2 мощных сабвуфера, встроенных в пол салона, которые «прокачивают» увертюры Бетховена в паре с 13 динамиками системы Lexicon Logic7.
  • 60 человек и 450 часов труда, которые требуются для создания каждого Phantom.
  • Опция «Звездное небо», при выборе которой в потолок салона вручную вплетается 1600 тонких волоконно-оптических лампочек.
  • 1 важный сотрудник – Марк Курт. В отличие от покрасочных роботов, требует зарплату, делает перерывы на ланч и постоянно режет белок на кисточки.

 

Текст: Дмитрий Носиков 
Фото: Rolls-Royce Motor Cars Limited