В одну реку трижды
После нескольких лет забвения Султанна Французова вдруг заявила о возвращении на российский рынок. Дизайнер рассказала о новой марке Anybody’s blonde и об интернет-магазине под собственным именем.
Дизайнер Султанна Французова стала известна семь лет назад, когда под ее именем создавалась марка женской одежды – бренд принадлежал владельцам сети обувных дисконтов «Ж». Наряды от Французовой неплохо сидели, недорого стоили, нравились романтичным барышням и подходили для офиса. В 2007-м модельер рассталась с «Ж», попыталась заняться бизнесом самостоятельно, не слишком преуспела и уехала жить в Китай. В этом году Султанне удалось вернуть собственное имя. Теперь она намерена приучить российских девушек делать покупки онлайн.
Осеннюю коллекцию Sultanna Frantsuzova создательница презентовала на Mercedes-Benz Fashion Week Russia в конце марта. Как и несколько лет назад, дизайнер использовала бархат и креп-жоржет. Закрывавший неделю моды показ имел успех, даже Вячеслав Зайцев похвалил свою бывшую студентку: «Это блестящее прет-а-порте. Французова добилась невероятного успеха».
Провал предыдущей попытки преуспеть и разрыв отношений с владельцами бренда имени Французовой кажутся нелогичными. «Ж» за два года довела число магазинов Sultanna Frantsuzova до пятидесяти. По словам гендиректора сети обувных дискаунтеров Ильи Будзина, к тому моменту Frantsuzova генерировала месячную выручку порядка 1 тысячи долларов с квадратного метра торговых площадей при средней цене изделия в 40 долларов. Это позволяло зарабатывать в год больше 10 миллионов долларов – неплохой оборот для одежного ритейлера. Однако Французова покинула проект. «При таком количестве магазинов мне стало очень сложно контролировать качество, и я решила уйти», – объясняет Султанна. Вместе с ней ушла второй дизайнер, Евгения Островская. Участники рынка были уверены, что девушек просто не устраивало вознаграждение.
Разорвав деловые отношения с партнером, Французова попыталась вести бизнес самостоятельно. На ее одежду действительно наблюдался неплохой спрос, и дело казалось выгодным. Новую марку назвали SoFrench и успели открыть несколько одноименных магазинов. Тем временем Будзин, которому принадлежали права на марку Sultanna Frantsuzova, продолжал торговать этой одеждой в своих магазинах, но делалась она уже не по лекалам Султанны. «То, что продавалось в тех магазинах, похоже на оргию с малосольным огурцом», – злилась Французова. Поводов для неудовольствия стало еще больше после кризиса 2008-го. Он вынудил Султанну свернуть бизнес и отправиться вместе с мужем работать в Китай.
Возвращаться в Москву насовсем дизайнер не планирует: в Азии и климат лучше, и рабочая сила дешевле
Сейчас она живет на острове Ламма в двухэтажном доме с садом и говорит, что ведет деревенский образ жизни, но, когда скучает по цивилизации, за полчаса может добраться до оживленного Гонконга. Возвращаться в Москву насовсем дизайнер не планирует: в Азии и климат лучше, и рабочая сила дешевле.
Третью попытку заняться собственным делом Французова предприняла именно в Азии. В 2010 году она придумала новую марку Anybody’s blonde – так называлась голливудская мелодраматическая комедия пятидесятых годов. Вот с этим брендом модельер и собралась на российский рынок. Первая партия, заказанная шанхайским фабрикам, состояла из 30 тысяч вещей, затраты на ее пошив эксперты оценивали в 500 тысяч долларов. Поскольку речь о переезде обратно в Россию не шла, дизайнер снова нашла партнера. На этот раз эксклюзивным дистрибьютором одежды Французовой в России стала компания «Юнистайл холдинг» Василия Гущина, которая продает вещи Султанны в своей сети Quattro (15 магазинов в России и Казахстане, из них четыре – в Москве). Марка Французовой – это четверть всего ассортимента Quattro.
Еще одним источником дохода для Французовой должен стать интернет-магазин sultannafrantsuzova-shop.ru, появившийся осенью прошлого года. Почти полгода, пока в начале 2012-го Султанна не отвоевала собственное имя у прежних владельцев (так как сеть «Ж» не использовала товарный знак больше трех лет, палата по патентным спорам вынесла решение в пользу Французовой), на бирках вместо названия красовался любимый орнамент дизайнера – горох.
Хотя модельер возвращается с размахом – лицом коллекции стала актриса Надежда Михалкова, ставку делают не на большие партии, а на широкий модельный ряд, где «каждая вещь будет почти уникальна», развитие розницы в планы Французовой не входит. Перспективу создать новую сеть магазинов модельер лаконично называет бредовой. Зачем тратить деньги на аренду и зарплату персонала, когда можно продавать одежду в интернете? «В магазине мое платье могло бы стоить в два раза дороже, чем на сайте», – настаивает Султанна.
Пока Султанна не отвоевала собственное имя у прежних владельцев, на бирках вместо названия красовался ее любимый орнамент – горох
Рынок интернет-торговли в России действительно развивается опережающими темпами. Объем продаж товаров по сети в 2012 году возрастет на 22% по сравнению с 2011-м – до 380 миллиардов рублей, прогнозирует директор по исследованиям агентства Data Insight Федор Вирин. За минувший год рынок вырос на 30%. Одежда при этом входит в число самых динамично развивающихся сегментов: 20% россиян, делающих покупки в интернете, регулярно пользуются услугами онлайн-магазинов одежды. Чтобы увеличить свои шансы на успех, Султанна мотивирует клиентов бесплатной доставкой и возможностью примерить платье, прежде чем расплатиться с курьером. А дальше – увеличение объемов производства, открытие склада в Гонконге и доставка на все континенты, мечтает Французова.
Текст Дарья Черкудинова
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за апрель 2012 года.