АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

«Тетрис»: Show must go on

Игровая бомба, пробившая «железный занавес» в середине 1980-х, стала частью новой коллекции отдела архитектуры и дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке. «Тетрис» займет почетное место в музее наряду с 13 бестселлерами видеоигр.

 

Экспозиция открывается в марте 2013 года. По мнению куратора выставки Паолы Антонелли, представленные видеоигры, бесспорно, являются искусством и блестящими образцами интерактивного дизайна. Костяк коллекции Музея Нью-Йорка вместе с «Тетрис» составят Another World (1991), SimCity 2000 (1994), Dwarf Fortress (2006), Canabalt (2009) и др.

«Тетрис». Начало

Отец культовой игры – советский программист Алексей Пажитнов – работал в Вычислительном Центре АН СССР, где занимался вопросами исследования искусственного интеллекта и создания программ для распознавания речи. «Тетрис» появился на свет в 185-ю годовщину со дня рождения А.С. Пушкина. И тоже стал классикой.

Игровые программы Пажитнов использовал в качестве инструмента для тестирования нового оборудования. «Тетрис» – упрощенная версия популярной в советские времена головоломки «Пентамино». Она состояла из пяти квадратов и ставила задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры. Пажитнов успешно дополнил идею: программа позволяла собирать фигурки в реальном времени и изменяла положение фигур, поворачивая их на 90 градусов относительно центра тяжести.

Вычислительным машинам доперестроечного типа программа оказалась не по зубам, поэтому головоломку упростили до четырех квадратных элементов. Именно это обстоятельство и стало определяющим в названии игры (греческое слово tetra – «четыре» было скомбинировано со словом tennis).

«По натуре я хакер, – признается Алексей Пажитнов, – компьютеры меня завораживают. Когда первая версия программы ожила, я понял: у меня появилось что-то действительно неплохое».

Первоначально «Тетрис» заговорил на языке Pascal для «Электроники-60». Основная идея игры – падение фигур, исчезновение заполненных рядов – так вдохновила коллег Пажитнова, что для популяризации игры «Тетрис» было решено портатировать на IBM PC. Данный маневр осуществил 16-летний школьник Вадим Герасимов.

«Это один из тех гениальных хакеров, которые знают DOS до последнего бита», – говорил о нем Пажитнов. Объединяющей платформой в сотрудничестве с Алексеем стало пристрастие к играм. Несмотря на нежный возраст, компьютерный гений по приглашению своего школьного учителя органично влился в коллектив ВЦ в качестве эксперта PC, программиста и графического дизайнера игровых разработок Пажитнова и Ко.

Спустя более двух десятков лет Вадим Герасимов, ныне действующий инженер Google Australia, вспоминает, что тогда главной целью команды «стало создание единой системы, так называемой компьютерной ярмарки забав». Но родился гигант «Тетрис» и зашагал по миру семимильными шагами.

Бестселлер из-за железного занавеса

 

О реализации игры не могло быть и речи. Все, что сделано на рабочем месте, являлось собственностью государства. В СССР не было закона об интеллектуальной собственности, кроме того, Союз не состоял в международной конвенции по защите программного обеспечения. Как вспоминает Алексей Пажитнов, «мы даже не думали, что программу можно считать товаром». Вместе с тем, по мнению коллег программиста, если бы они попытались продавать «Тетрис», то, скорее всего, оказались бы в тюрьме, а не за клавиатурой компьютера. Решено было ограничиться бесплатной раздачей копий «Тетриса» друзьям. Однако игра распространилась по столице как лесной пожар и быстро просочилась в страны советского лагеря.

Игровая новинка заинтересовала британскую компанию Andromeda Software. Глава компании Роберт Стайн, осуществив предварительные переговоры с руководством Вычислительного Центра, не подтвержденные финансовыми выплатами, решил, что «дело в шляпе», и открыл торговлю не принадлежавшей ему лицензией на производство «Тетрис».


Любые занятные вещички, которые появлялись из страны за «железным занавесом», были предметом коллекционирования. Поэтому для успешной продажи простой и увлекательной игры в Европе и Северной Америке псевдовладельцы из компании Mirrorsoft не только усилили «Тетрис» качественными по меркам того времени графикой и звуком, но и обратились к ее русским корням. Фоновые заставки программы с изображением собора Василия Блаженного и Юрия Гагарина переплетались с музыкальными треками «Калинка» и «Коробейники». В результате «Тетрис» стал бестселлером в Англии и США, позволив зарабатывать миллионы выпускавшим его компаниям.

Сумасшедшая популярность объяснялась просто. «Тетрис» резко отличался от привычных американских игр того времени, щедро приправленных убийствами, взрывами, погонями. Алексей Пажитнов создал игру, которая обращалась к созидательной составляющей человеческой души, призывая строить, а не разрушать. С другой стороны, «Тетрис» обладает очень сильной отрицательной мотивацией. «Изюминка» игры, уверен Пажитнов, в том, что «все, что бросается в глаза, – это ваши ошибки, ваши некрасивые дырки. Это не дает покоя, стимулирует игрока все время их исправлять».

Между тем информационная осведомленность журналистов CBS в конце 1980-х явила миру истинного создателя «Тетрис» – Алексея Пажитнова. Такие компании с мировым именем, как Spectrum Holobyte, Mirrorsoft, Bullet-Proof Software, Atari Games, Nintendo Entertainment System начали продолжительную схватку за приобретение прав у советского руководства на выпуск всех вариаций и консольных версий «Тетрис». Последнее слово осталось за создателем культовой игры. «Наконец, среди всех этих разодетых бизнесменов, – вспоминает Алексей Пажитнов, – я увидел парня (Хэнк Роджерс – представитель компании Nintendo), который любит и понимает мою игру, и мы почти сразу же подружились». В результате именно компания Nintendo получила от СССР права на карманную игрушку (Game Boy), а позднее на версию видеоприставки. «Тетрис» принес американской компании миллиарды. Своему изобретателю – безрублевую славу.

Кубок имени «Тетриса»

Гений отца-основателя «Тетриса» не остался в тени. В 1988 году при поддержке Хэнка Роджерса Алексей Пажитнов организовал компанию по разработке игрового программного обеспечения AnimaTek. Технологии этой фирмы успешно использовались в таких известных проектах, как Age of Empires (Microsoft), War Zone 2100 (Pumpkin Studios/Eidos), Final Fantasy Tactics (Square). Порядка 10 лет Алексей официально работал на Билла Гейтса. Причем на продукте Microsoft, созданном при его участии, есть специальная пометка о том, что «здесь есть доля труда того самого человека, что придумал “Тетрис”».

В 1996 году совместно с Роджерсом Алексей Пажитнов организовал компанию Tetris Holding LLC, которая является одним из правообладателей культовой игры. Право распространения «Тетрис» на мобильных устройствах принадлежит игровому подразделению Electronic Arts. В марте 2007 года Пажитнов получил аналог «Оскара» в среде игровых программистов – Game Developers Choice Awards First Penguin Award.

В новом тысячелетии жизнь «Тетриса» бьет ключом. Компания успешно искореняет многочисленные клоны своего детища. В 2010 году компания Google по ее требованию удалила 35 игр-клонов из Android Market.В начале 2013 года компания выиграла дело в окружном суде Нью-Джерси против создателей игры-клона Mino-Xio Interactive.

На сегодняшний день «Тетрис» портатирован на более чем 30 различных платформ. Тираж всех игр этой серии превышает 125 миллионов официальных копий (если включить и нелегальные продажи, то, по некоторым оценкам, «Тетрис» разошелся по миру тиражом в четверть миллиарда экземпляров). Только на мобильные устройства, включая iPhone, было продано более 75 миллионов игр. При этом ежемесячное количество игроков в «Тетрис» сегодня, по версии RBC, превышает 1 миллиард.

Подобной популярности не удавалось достичь ни одной электронной игре. В подтверждение этому «Тетрис» был занесен в книгу рекордов Гиннеса в двух номинациях: как самая портативная игра и как игра с самым большим числом официальных и неофициальных версий. Хэнк Роджерс убежден, что «у игры есть потенциальная возможность стать зрелищным видом спорта». Он разрабатывает проект чемпионата мира под кодовым названием «Кубок Тетриса».

Уникальность детища советского программиста сложно оспорить. Алексей Пажитнов с лукавой искоркой в глазах заявляет: «Я еще не встречал такого человека, который, начав играть, не подсел бы на “Тетрис”. Детали выглядят такими простыми, но сама игра имеет глубокий смысл. Я не вижу причины, почему люди должны перестать играть в эту игру. Она не зависит от технологий, поэтому может жить вечно…».