Теплее, еще теплее…
Разборка — печь
По-настоящему успешный бизнес приносит пользу не только своему владельцу, но и окружающим. Так произошло и с печниками, которые на протяжении веков дарили людям самое настоящее тепло
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Первое отопительное устройство – гипокауст – появилось в Древнем Риме в I веке до нашей эры. Под каменным полом скрывалась система печных труб, по которым шел горячий воздух. После гибели Империи европейцы стали топить «по-черному»: каменками (очаги из булыжников) и курными печами (ямы с глиняным сводом). Римскую технологию заново изобрели русские, чтобы обогреть Грановитую палату Кремля. Горячий воздух от установленной в подвале печи «русской системы» проходил по трубам, вмонтированным в стены здания, и выходил наружу через вытяжные каналы.
|
|
|
С ШИРОКОЙ ДУШОЙ Стоит произнести «русская печь», и в уме появляется образ массивной беленой печки с чугунной заслонкой, квадратной трубой и широким уютным лежаком. Удивительно, но такой вид традиционная русская печь приняла лишь к началу XVIII века. До XVI века ее топили исключительно «по-черному», потом появился первый дымоотвод – «боров» (деревянный короб), и только после изобретения огнеупорного кирпича русская печка задышала в небо через трубу. Технология ее обустройства настолько сложна, что повлекла за собой рождение профессии печника.
|
ПЕЧНОЙ ГУМАНИЗМ
В середине XVII века во Франции вошли в моду камины. Они были красивы, но грели разве что душу владельца, повышая его статус. В 1742 году Бенджамин Франклин пошел методом от противного: отгородил огонь чугунной стенкой, направив каждую килокалорию на отопление. Французский фабрикант и социалист Жан-Батист Андрэ Годэн век спустя разработал «систему чистого горения» и построил на собственные средства печной завод. Полученную прибыль он направлял на устройство коммуны для своих рабочих – своеобразного островка социальной справедливости и благополучия. И завод Годэна, и суть его метода, и коммуна живы до сих пор.
|
|
НИЧЕГО ЛИШНЕГО
В какой стране изобрели печь-голландку? Правильно, в России. В XVIII веке Петр I велел строить в Петербурге каменные дома. Русской печи требовалось слишком много времени на разогрев, да и смотрелась она в современных интерьерах нелепо. Тогда и появилась голландка. Она была гораздо меньше и тоньше русской печи, выкладывалась из одного слоя глиняных кирпичей и вовсе не имела варочной поверхности. Мало ела, быстро грела, долго остывала. Облицовывалась чудо-печь декоративной плиткой из Голландии – отсюда и название. Продажи плитки, кстати, сразу выросли.
|
|
ДВОРЦУ – ТРУБА
С развитием строительных технологий и ростом числа многоэтажных зданий потребовалось еще более мощное отопление. В 1835 году генерал-майор Николай Аммосов как нельзя кстати создал на основе «русской системы» первый в мире эффективный калорифер – газовую «аммосовскую печь». Хитрая пневматическая система позволила провести разогретый воздух по всем комнатам Зимнего дворца. Аммосовские печи раскупали, как горячие пирожки, пока не выяснилось, что воздуховоды перегревают стены, нанося вред картинам, и плюются сажей – словом, неудержимо портят интерьер.
|
|
КУШАЙ, НЕ СТЕСНЯЙСЯ
Эта любимица начала XX столетия пришла в Россию в 1840 году во времена буржуазной революции. Может быть, оттуда ее название – «буржуйка», а может, и оттого, что она много ела. Печь пожирала дерево и бумагу в огромных количествах и притом остывала, едва гас огонь. Впрочем, это не помешало буржуйкам спасти не один десяток жизней в ходе Великой Отечественной войны, когда солдаты с их помощью отапливали блиндажи и землянки.
|
|
ЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, ПЕЧКА
Еще в 1869 году немецкий физик и изобретатель Генрих Майдлингер создал первую печь медленного горения. Это та же наша буржуйка, но куда более скромная в аппетитах: порции дров хватает на всю ночь. Топливо в такой печке медленно тлеет до тех пор, пока хватает кислорода. Детище Майдлингера чрезвычайно воодушевило австрийца Германа Хайма. Он настолько поверил в будущее изобретения, что в 1872 году основал первую специализированную фабрику, выпускающую печи длительного горения, чем обеспечил себе безбедную старость. Вот что значит внимание к инновациям!
|
Текст: Анастасия Ершова
Материал опубликован в журнале Chief Time #43, февраль 2015 года