АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Серфинг в Португалии

Совладелец серф-школы на берегу Атлантики Джэз Браунинг вспоминает этапы своего последовательного превращения из несчастного британского яппи в беспечного хиппи и счастливого бизнесмена.

«Эй, хватит пялиться! Девчонки будут потом». Мы сидим в центре Лагоша – маленького португальского городка на берегу Атлантического океана. Сидим на бордюре возле здания серф-кемпа с идиотским названием Surf Experience. Ждем, когда за нами заедет Тоби на своем стареньком «лендровере», чтобы вместе с другими обитателями лагеря отправиться на пляж Амадо. Я и один из владельцев этой школы Джэз Браунинг – поджарый 42-летний британец с пошловатым чувством юмора и лысой башкой. Уже 10 минут он глумится над тем, что я третий день не в состоянии банально встать на доску. «Смотри, у Анны (девушки из Германии) в первый же день получилось, а ты… По ночам надо спать, а не шляться по барам, черт возьми». Конечно, он прав. Я приехал сюда, чтобы научиться скользить на доске, а не торчать в питейных заведениях этого города и знакомиться с симпатичными португалками.

Помню, как нашел в библиотеке «Энциклопедический словарь юного спортсмена» за 1980 год, чтобы наконец понять, чем же занимаются эти пляжные психи. На странице 346 серфингу было выделено два абзаца. Между «Секундантом» и «Скалолазаньем». «Серфинг (в переводе с английского «скольжение по волнам») – вид водного спорта, соревнование на скорость, дальность, продолжительность продвижения по большим прибойным волнам на доске из пробки или пенопласта без креплений. Серфинг распространен в Австралии, Новой Зеландии, на Гавайских островах, в приморских районах США, Индонезии и Китая. В нашей стране этот вид спорта широкого распространения не получил, кроме республик Прибалтики». Там еще была фотография. Маленький-маленький человечек на доске, падающий с гигантской волны. Черно-белый снимок…

Джэз, безусловно, не первый, кто, уехав серфить в Португалию, принял решение остаться. Кто-то устраивается инструктором в серф-школу, кто-то становится администратором или менеджером школы. Джэз же открыл свой бизнес в этой сфере. «Понимаешь, я зарабатывал в Англии, но не был счастлив. А в Португалии я и без денег был бы счастлив. С деньгами – тем более. Есть чувство, что я занимаюсь именно тем, чем нужно».

«Я зарабатывал в Англии, но не был счастлив. А в Португалии я и без денег был бы счастлив. С деньгами – тем более. Есть чувство, что я занимаюсь именно тем, чем нужно»

 

Джэз открыл Surf Experience в 1992 году вместе со своими старыми приятелями Тоби Горналлом и Дэйвидом Линамом. «Мы были такими… беспечными серферами, что ли. Катались по миру, искали волны, наслаждались жизнью. Потом закончились деньги, и мы поняли, что не хотим быть какими-нибудь нищими хиппи. Решили, что будем заниматься тем, в чем разбираемся. А разбирались мы только в досках, волнах и девчонках. Сначала, конечно, мы тупо координировали поездки британских любителей серфа в кемпы Лагоша. А потом скопили денег, влезли в долги и открыли вот эту вот школу. В то время серфинг в мире набирал обороты и становился модным. Количество желающих росло и требовало какого-то развития в этом направлении. На тот момент в Лагоше уже существовало около 10 серф-школ. Место было выбрано не случайно: волны – круглый год, мягкий климат, отсутствие акул и волны для разного уровня серферов. Вот только вода – ну очень холодная. Принцип функционирования серф-кемпов следующий: это небольшой хостел недалеко от серфовых «спотов», где, помимо проживания и питания, ты учишься серфингу. Наверное, в этом смысле мы ничем не отличаемся от других серф-школ».

Surf Experience – это, собственно, двухэтажный дом, расположенный в пяти минутах ходьбы от площади Республики – центра Лагоша. На первом этаже – гостиная и кухня. На втором – семь комнат: пять четырехместных номера и два – двухместных. Сюда приезжают и новички (есть недельные и двухнедельные курсы), и продвинутые серферы (эти торчат в кемпе столько, сколько им захочется). Цены – от 467 евро за неделю до 1433 евро за месяц. Четыре инструктора и один администратор. В среднем каждую неделю здесь живут 12–16 человек.

Распорядок дня: подъем в восемь утра, завтрак, выезд на «споты» и дикие пляжи. Завтраки готовит сам Джэз или Дэйвид. Недостатка в еде нет. Целый день к вашим услугам холодильник с продуктами – жри сколько хочешь. Ну и wi-fi, конечно.

Серферы, разумеется, влюблены в волны и свои доски. Они способны бесконечно просматривать безумно наивные серф-фильмы шестидесятых годов. И честно говоря, иногда они выглядят, как последние идиоты. Но мне нравятся люди, которые не боятся выглядеть идиотами в своей влюбленности. Так и должно быть.

«Мне кажется, в серфинге понятия «продвинутый» или «новичок» очень размытые. Понимаешь, серфинг – это, прежде всего, для себя… Кто лучше учится – женщины или мужчины? Ха-ха, у девчонок подход более основательный. Посмотри на Анну – она не спешит, внимательно слушает и очень старается. Из-за этого у нее на начальном этапе получается лучше, чем, например, у тебя. Но женщинам, конечно, сложнее физически. Мужчинам же хочется поскорее в воду залезть и заплыть туда, где глубоко. Большая ошибка… Чего мы хотим? Мы хотим, чтобы наши ученики обладали определенным набором знаний, который позволял бы им кататься самим или продолжать совершенствовать свои навыки. Иными словами – мы хотим объяснить людям, что серфинг – это больше, чем модное увлечение. Это способ быть свободным».

«Нашей школе уже 20 лет. Откровенно говоря, в первое время я был крайне недоволен этим бизнесом. А потом как-то пошло – приезжали люди, потом они рассказывали о нас своим друзьям… Мне кажется, наша «фишка» в том, что у нас индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Для нас репутация – намного важнее, нежели шальные деньги. Будет репутация – будут и деньги».

Вечером мы без задних ног вернулись в наш кемп. Я так и не встал на доску. Всю обратную дорогу Джэз злорадно хихикал при любом удобном случае. Но даже эти идиотские шутки доставляли мне удовольствие. Понятно, что я не эксперт, и не сказать, чтобы очень уж большой любитель серфинга. Но после каждой попытки продержаться, наконец, на доске у меня появлялось какое-то маленькое теплое чувство, как будто случилось что-то действительно хорошее. И, наверное, это единственная причина, по которой я хочу продолжать заниматься серфингом. Маленький-маленький человечек на доске, падающий с гигантской волны. Черно-белый снимок…

Текст и фото Руслан Бекуров
Материал был опубликован в федеральном издании Chief Time за июнь 2012 года.