АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Возведение в Range

Chief Time проследил за развитием едва ли не главного автомобиля уходящего года – Range Rover Evoque, благодаря Виктории Бекхэм променявшего брутальность на образ городского хипстера.

Чтобы ощутить значение этого автомобиля, представьте себе очередь у входа в Apple Store в день старта продаж последней версии iPhone. Такое сравнение в разговоре о полноприводном кроссовере кажется неуместным? Но, как и на «яблочный» гаджет, задолго до премьеры реальной модели на Evoque выстроился лист ожидания длиной в полгода. Как и iPhone, Evoque обладает особым ореолом «уникальности» – и за него внедорожнику прощают любые мелкие огрехи, которые на деле говорят в пользу скучноватых, но практичных конкурентов.

Наконец, в обоих случаях один удачный продукт позволил создателям с легкостью поддерживать к нему интерес на протяжении нескольких лет. Начало было положено в 2008 году, когда «три веселые буквы» концепт-кара LRX на Женевском автосалоне поразили всех, кто привык мерить качество автомобиля вместительностью багажника и способностью месить грязь. Струящиеся по кузову линии фар можно было принять за случайный оммаж итальянским дизайн-студиям, если бы не последующее официальное подтверждение: концепт-кар пойдет в серийное производство. Новый сегмент для производителя эталонных внедорожников был открыт.

Роль Виктории Бекхэм, назначенной креативным дизайнером Range Rover, свелась к линейке Evoque limited edition

Спустя почти полтора года на стенде Парижского автосалона, где должны были представить окончательный, слишком вычурный для серийной версии вариант под новым названием – Evoque, место пришлось занимать практически за час до премьеры. Репортеры со штативами наперевес прорывались за ограждения, а стоявший рядом со мной бельгиец пытался снимать сразу на три камеры (одна из них – в iPhone). «Высокий спрос на элегантные кроссоверы повлиял на наше решение создать Evoque – самый маленький и экономичный Range Rover за всю историю бренда», – поприветствовал собравшихся Джерри МакГоверн, директор отдела дизайна, ответственный за проект Evoque «от и до». Британцы не скрывали, что рассчитывают привлечь с помощью Evoque новых клиентов, и не забыли добавить про компактность – Evoque на 430 мм короче и на 183 мм ниже Range Rover Sport. Экономичные двухлитровые моторы обеспечивали низкие выбросы CO2, а расход топлива в 4,9 литра на 100 км заставил инженеров Toyota нервно придумывать новую версию Prius.

Еще через полтора месяца мы сидели в пятидверной версии, которая начала свое триумфальное шествие по мировым автосалонам. Планы на продажи одновременно в 160 странах мира не выглядели такими уж утопичными: клиенты по всей планете вносили депозиты за автомобиль, который в большинстве своем видели только на интернет-сайтах.

Evoque больше ориентирован на молодежь, считает Франк Виттеманн, директор российского отделения Jaguar Land Rover. Но реноме новой модели как «автомобиля для девочек» он решительно отвергает: «Соотношение заказов – 50 на 50. Правда, это все равно отличается от предыдущих лет, потому как прежде модели апеллировали больше к мужским вкусам». Во многом эти цифры объясняет участие в проекте Виктории Бекхэм, назначенной креативным дизайнером Range Rover. Правда, ее роль ограничилась линейкой Evoque limited edition.

У вас большая страна, а дороги не такие уж хорошие. В этом разница между европейскими и российскими покупателями – у вас на таких автомобилях ездят на dacha»

Поначалу Evoque может показаться слишком отчаянной попыткой Land Rover сделать полторы тонны железа модным аксессуаром жителя мегаполиса. Но не стоит забывать: эта британская компания – хранитель «внедорожного генома» автомобильного мира и не может выпустить нечто, буксующее в каждой луже и легкой колее. Во всяком случае, такого не случилось ни разу за всю более чем 60-летнюю историю компании. В этой модели гламур и проходимость борются буквально на каждом сантиметре. Допустим, 20-дюймовые хромированные диски на низком профиле. Перед дорогой, выложенной самой природой острыми булыжниками и наполненной грязевыми «ваннами», начинаешь чувствовать абсурд выбора именно этих колес (особенно когда каждая неровность отдает резким пинком в кузов). Но это только видимость – Evoque без проблем, проколов и счетов за выпрямление дисков перекатывается через многое из того, обо что другой кроссовер споткнулся бы, беспомощно вращая колесами в воздухе. Эти способности Evoque получил в том числе за счет магнитных адаптивных амортизаторов, которые меняют жесткость подвески в зависимости от ситуации. Да и хром тут не помеха – Evoque, словно обутый в дизайнерские резиновые сапоги, делает грязную работенку более приятной.

Сегодня автопроизводители борются за право произносить на пресс-конференциях фразу, реальный смысл которой доступен только им самим: «дизайн концепта практически без изменений был перенесен в серийную версию». Дело в том, что донести до производства творческие фантазии дизайн-отдела без корректив сборочных и заводских реалий удается не всем. Но с Evoque совсем другая картина. Идентичность с концептом LRX становится очевидной при тщетных попытках найти отличия двух автомобилей на фотографиях. Однако красота требует… места в салоне. «Падающая» линия крыши – визитная карточка Evoque, но она же превратила окна задних дверей и багажника в миниатюрные амбразуры, из которых удобно выглядывать с пулеметом (в комплектацию не входит – Chief Time). Не стоит сажать на задние места людей с клаустрофобией. В противном случае для них придется заказывать Evoque с панорамной крышей (ее размеры превращают этот автомобиль в «стеклянный кабриолет», компенсируя отсутствие световой зоны).

Похоже, что победоносное шествие британской армии Evoque по большим городам неминуемо: во время тест-драйва в пробках, на светофорах, на любой парковке не перестаешь отвечать на вопросы вроде «а сколько он стоит?», «можно заказать прямо сейчас?» и «что это вообще за автомобиль?». Турбированная «четверка» (240 л. с.) оказывается отличным поводом удивить соседей по стоп-линии еще сильнее – правильно раскрутив двигатель в спорт-режиме с подрулевых «лепестков», Evoque бодро, но с чрезмерной мягкостью автомата все же набирает сотню за 7,6 секунды.

«Нам казалось, что у нас большие планы на продажи этой машины, а сейчас они уже выглядят весьма скромными, – охотно и с явным удовольствием рассказывает мне Виттеманн. – Мы планировали продавать около 6–7 тысяч автомобилей в год, а у нас лист ожидания длиной в 6 месяцев и две с половиной тысячи предварительных заказов. И это еще даже до официальной премьеры! Любовь к кроссоверам – это культурная особенность русских, они любят большие машины, любят сидеть «наверху». А еще у вас большая страна, а дороги не такие уж хорошие, и SUV (Sport Utility Vehicle – Chief Time) всегда найдется применение. В этом разница между европейскими и российскими покупателями – у вас люди ездят на таких автомобилях на dacha».

Автор: Александр Мурашев.
Материал опубликован в федеральном выпуске журнала Chief Time за ноябрь 2011 года.