АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Donkervoort. Летучий голландец

Неукротимый конструктор спорткаров Йоп Донкерворт встретился с автором Chief Time Александром Мурашовым и в первом в своей истории интервью российскому журналу рассказал о своих секретах развития семейного бизнеса на рынке гигантов и автокорпораций.

Имя «Колин Чепмэн» не дает спокойно спать автомобильным инженерам всего мира уже больше 50 лет. Созданный британским гением спорткар Lotus 7 оказался настолько легким и динамичным, что рецепт технологической диеты уже не первое десятилетие пытаются повторить крупнейшие автомобильные корпорации.

Голландский инженер Йоп Донкервоорт встретился с Чепмэном лишь однажды, но его философию перенял куда успешнее других. Уже 35 лет Донкервоорт производит самые легкие и быстрые спорткары в мире. Его трехэтажный завод в голландской провинции Лелистат – лучший аргумент против тех, кто сомневается в способности частных автокомпаний выжить без поддержки большого бренда.

«Я начал с очень простого дизайна британского спорткара. Это стало основой, на которой я построил все остальные автомобили, – говорит мне Донкервоорт. – Конечно, поначалу было трудно. Ведь у меня не было репутации, и обо мне никто не знал. В таких случаях для любого человека покупка твоего автомобиля – это всегда лотерея. То есть автомобиль должен быть настолько дешевым, насколько это возможно. И это означает, что много денег ты не заработаешь. Скорее, наоборот: тебе придется много инвестировать».

Донкервоорт начал выпиливать детали будущего автомобиля прямо на кухне собственного дома. В соседней комнате его жена проводила вечера с телефоном в руке, занимаясь поиском новых клиентов для будущей фирмы. В 1978 году Донкервоорт выпустил свой первый родстер. «Мы пригласили журналистов и устроили тест-драйв. Они все реагировали одинаково: “Сто десять лошадиных сил – это слишком много! Это невероятно мощная машина!”, – смеется Донкервоорт. – Если вы сравните этот автомобиль с нашей последней моделью GTO, у которой 380 лошадиных сил при таком же весе, то увидите, как все изменилось за 35 лет».

В 1984 году в семье Донкервоорт родилась дочь Эмбер, а четыре года спустя – сын Дэннис. Они оба работают в компании, хотя в семье голландского инженера шутят, что автомобильный вирус подхватил с рождения только Дэнни. Уже в детстве он упрашивал папу пойти с ним на гоночный трек. Сегодня в обязанности Дэнни входит тест-драйв всех моделей Donkervoort. «Самое лучшее время наступало для меня, когда я приходил со школы, – говорит Дэнни. – Я бросал портфель дома и шел смотреть за работой механиков на заводе моего отца. Рабочие наблюдали, как я в первый раз брал в руки детали автомобилей и пытался что-то сам сделать. Конечно, я совершил несколько ужасающих ошибок, и они до сих пор над ними смеются».

Первый автомобиль стал отправной точкой для философии компании – «никаких компромиссов», то есть ничего лишнего в автомобиле. Под «лишним» Донкервоорт имел в виду даже двери: в последней модели GTO их роль выполняют тканевые прямоугольники, напоминающие куски плащ-палатки. Из-за этого водить GTO в первый раз довольно непросто. Электроника давно стала полноправным вторым водителем в современных машинах. Но тут все по-другому. Это первобытный спорт-кар – между водителем и дорогой лишь сгусток заряженного карбона без микросхем и прочих примесей. Чтобы остановиться, приходится всем телом налегать на педаль тормоза. С какой силой нажал, с такой же силой и колодки прижались к диску. Как и следовало ожидать, у GTO аллергия и на кондиционер, стеклоподъемники и магнитолу. Зато благодаря этому автомобиль весит всего 695 килограммов, а 5-цилиндровый мотор от Audi TT RS сокращает разгон до ста километров в час до умопомрачительных 2,8 секунды.

Огромные корпорации, скупающие маленькие детища ремесленников, приучили нас: автомобили не создаются одним человеком. В этом смысле Донкервоорт – счастливое исключение. И судя по кипящей работе на его уже третьем по счету заводе, он совсем не стремится стать частью автомобильной глобализации. «Мир частных автопроизводителей – непростое место, – признается Донкервоорт, когда я спрашиваю его, как ему удается выживать на рынке. – Вам нужно очень сильно отличаться от массовых брендов, которые делают автомобили для нишевых рынков. Если мы хотим существовать, нам нужно выпускать то, чего нет в производстве у крупных фирм. И в этом есть экстремальность. Вспомните наш слоган: “Никаких компромиссов”. Это означает, что я уверен: ни BMW, ни Audi, ни кто-либо еще из таких производителей никогда не выпустит автомобиль из карбона весом в 700 килограммов. Каждый маленький производитель должен выпускать что-то особенное, что-то кардинально отличающееся от продукции крупных компаний. Иногда разница не настолько заметна. Тогда вы начинаете конкурировать с массовыми брендами. И, как правило, в большинстве случаев проигрываете».

Текст Александр Мурашев
Материал опубликован в журнале Chief Time#31, ноябрь 2013 год