АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ

«Стремление выжать из всего прибыль омрачает радость от общения с людьми»

Автограф: КрISIS-менеджмент

Журналист делового журнала Chief Time выясняет, каким образом голландский экономист с 40-летней карьерой прославился как начинающий создатель суперкаров.
Седовласый пожилой мужчина протягивает свою визитку: «Антон ван Нунен, менеджмент и консалтинг». За его спиной – шкаф с двумя десятками исследований и трактатов его авторства. Через несколько минут он заведет мотор ярко-красного болида собственного производства и с невозмутимым видом понесется по голландским хайвеям.
«Закончив университет, я заработал немного денег и вложил все в гоночный болид, чтобы принять участие в чемпионате, – рассказывает мне свою историю ван Нунен. – Не прошло и половины гонки, как я разбил болид. И естественно, все мои деньги ушли с ним. Это был очень короткий опыт трековой езды».
После этого случая ван Нунен с головой ушел в карьеру экономиста. Задуматься о том, чтобы найти свое призвание заново, Антон решил после случайной встречи с маленькой голландской компанией Saker cars. «Все началось где-то 5 лет назад, когда я встретил ребят из Saker, – говорит Антон. – Я прокатился на автомобиле, который они сделали, и был, честно говоря, поражен сцеплением с дорогой и абсолютной скоростью. Но автомобиль был создан только для трека и не подходил для обычных дорог».
Ван Нунен тут же предложил главе компании Херберту Бундеру сделать дорожную версию трекового спорткара. «Херберт сказал мне: «Не надо. Это отнимет кучу времени, денег и результат может быть катастрофой». Но я попробовал. И четыре с половиной года спустя вы видите то, что получилось. Это автомобиль, на котором вы можете поехать на трек, и не будете плестись в самом конце. Вы можете ездить на нем и на обычных дорогах. Даже заниматься шопингом».
В отличие от многих частных производителей, пытающихся утереть нос массовым брендам эксклюзивностью и штучностью товара, ван Нунен придумал свой финансовый ход. С самого начала осознав ограниченность своих ресурсов, он решил выпустить автомобиль, который мог бы соперничать с главными мировыми суперкарами всем – за исключением цены. «Я ни за что не хотел бы соревноваться с Ferrari или Lamborghini, – уверяет Антон. – Те автомобили создаются большим количеством людей с большими деньгами, и я никогда не достигну их уровня. Мое намерение было другим. Я хотел создать автомобиль по честной цене, который обладал бы такими же характеристиками, как эти дорогие суперкары. Автомобиль, который был бы не только красивым, но и очень быстрым». На секунду задумавшись, Антон добавляет: «И еще это спорткар, который не сможет водить ваша жена. Что очень даже хорошо для такого рода автомобилей».
Сесть за руль спорткара ISIS и вернуть автомобиль в гараж не в виде запчастей действительно удастся только довольно опытному пилоту. Следуя своей концепции, ван Нунен отказался от любой электроники. «Нет даже гидроусилителя руля. За рулем этой машины вы сами по себе. И если что-то пойдет не так, то никто вам не поможет, – объясняет ван Нунен тоном инструктора по прыжкам с парашютом. – На мой взгляд, это преимущество. В этом разница между мальчиком и мужчиной. Мальчик может купить себе Ferrari и почувствовать, что вышел за пределы возможностей. Этот автомобиль требует от вас, чтобы вы знали пределы не только его возможностей, но и своих».
Спорткар ISIS весит около 820 килограммов. Четырехцилиндрового турбированного мотора Subaru мощностью 330 л.с. вполне хватает, чтобы смерить владельца Porsche по соседству на перекрестке высокомерным взглядом. Посадка автомобиля настолько низкая, что вызывает ощущение скорее карта, чем спорткара. «Этот автомобиль так низко прижат к земле, что вы чувствуете, проехали вы по сигарете с фильтром или без него», – подтверждает Антон. – Здесь очень приемистая третья передача. Вы можете использовать ее с 2 до 7500 оборотов. Конечно, вы можете использовать и вторую. Но окружающие вас автомобили и так настолько медленнее, что в этом нет необходимости».
«Вся эта инициатива по превращению гоночного болида в дорожный автомобиль для меня – не больше, чем хобби. И оно стоило мне очень больших денег, – признается Антон. – Но я надеюсь, что моя идея интересна больше, чем одному человеку. Вот почему я основал компанию. Это все равно хобби, которое по-прежнему не приносит мне денег. Но думаю, что с выпуском 10-15 машин цена производства будет снижена до минимальных затрат. Вряд ли мне удастся продать больше 25 автомобилей в течение следующих нескольких лет. Но полагаю, что с такими характеристиками и цене от 95 до 150 тысяч евро, для этой машины есть рынок».
Если Антону ван Нунену удастся продать 10 автомобилей, то он сможет выпустить вторую модель ISIS с мотором V8. А еще сможет уйти из экономики и заняться тем, чего ему хочется больше всего. И меньше всего – его семье. «Моя жена все это ненавидит, – говорит Антон. – Она предпочитает использовать велосипед вместо автомобиля, так что вы прекрасно понимаете, о чем идет речь. Ей не хочется иметь ничего общего с потребляющими бензин изобретениями, особенно с этим автомобилем».
Когда я спрашиваю Антона, что заставляет «гаражных мечтателей» по всему миру продолжать строить собственные автомобили, он ненадолго задумывается. «Большинство современных автомобилей очень хороши, – говорит он. – Но когда у вас многолетний опыт вождения, в какой-то момент начинает хотеться чего-то… особенного. Это длинное путешествие, но в конце него у вас появляется автомобиль, который сделан с учетом всех ваших желаний. И это делает его очень личным».
Текст: Александр Мурашев
Фото: Александр Мурашев
Материал опубликован в журнале Chief Time#34, март 2014 год
Читайте также: